18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Общежитие для 27 музеев в Новой Москве

№85
Материал из газеты

В конце года в Новой Москве начнется строительство крупнейшего в России музейно-выставочного комплекса — объединенного хранилища 4 федеральных и 23 столичных музеев

Комплекс возведут на территории площадью почти 5 га недалеко от станции метро «Ольховая», что в 10 км от МКАД по Калужскому шоссе. Музейное хранилище станет главным культурным якорем ТиНАО. Аббревиатура эта расшифровывается как Троицкий и Новомосковский административный округ. Речь о самом новом округе Москвы, неожиданно присоединенном к столице 1 июля 2012 года. Тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев хотел таким образом разгрузить центр, перенеся за МКАД, на территории между Варшавским и Киевским шоссе, все госструктуры: парламент, администрацию президента, прокуратуру, суды и прочее. 

Чиновники, естественно, за МКАД не поехали, но округ стал бурно развиваться. За 8 лет здесь построили порядка 15 млн кв. м жилья, количество людей только с постоянной пропиской увеличилось с 230 тыс. до 400 тыс. В 2014-м в ТиНАО открыли самый большой в столице продуктовый рынок «Фуд Сити», где одновременно могут работать 13 тыс. человек. В 2016-м до Новой Москвы наконец-то дотянули метро: вначале были 2 станции — «Румянцево» и «Саларьево», сейчас их 8, еще 15 проектируются, а к 2035 году построят 33 станции и 72 км подземки.

Новая Москва прирастает жильем, дорогами, гигантскими торговыми центрами, церквями и спортивными клубами. Чего тут катастрофически не хватает, так это объектов культуры. Поэтому объединенное музейное хранилище, которое одновременно будет работать как выставочный и образовательный центр, здесь ждут, можно сказать, с горячим нетерпением.

В 2019 году Департамент развития новых территорий города Москвы провел архитектурный конкурс на концепцию фондохранилища. В нем приняли участие 14 молодых команд. Победителем стало бюро IQ во главе с Эриком Валеевым. Молодежь предложила образ, концепт — доводить же проект до ума молодые зодчие продолжат в тандеме с многоопытной архитектурной компанией ТПО «Резерв». Собственно, этот процесс сейчас и идет.

Согласно проекту комплекс будет состоять из пяти зданий. Отдельным блоком группируются хранилища четырех федеральных музеев: Государственного исторического музея, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственной Третьяковской галереи и Центрального музея Великой Отечественной войны. 

Чуть в стороне от них вытянется хранилище 23 московских музеев (Государственный музей-заповедник «Царицыно», Государственный музей обороны Москвы, Мемориальный музей А.Н.Скрябина, Московская государственная картинная галерея Василия Нестеренко, Музей Москвы, Музей русского лубка и наивного искусства, Музей-усадьба «Кусково» и другие).

Все здания стоят на общем стилобате, и на уровне первого этажа можно спокойно переходить из одного корпуса в другой. Одновременно каждая институция сохранит сепаратность, будет иметь собственные двор и ворота для погрузки и разгрузки фур (важный пункт музейной логистики), свои системы безопасности, климат-контроля и прочее.

Общий стилобат откроют для широкой публики и насытят музейными и образовательными сервисами. Там разместятся холлы для сменных выставок, несколько кинозалов, аудитории для творческих занятий и лекций, библиотека, небольшой коворкинг, кафе, рестораны, магазины. Кое-где стены между публичной зоной и музейными запасниками сделают стеклянными, так что искусство можно будет наблюдать в потоке жизни, как это происходит, например, в Париже, где экспонаты Лувра размещены прямо под музеем — на станции метро, в пуленепробиваемых витринах.

На вопрос, что же помогло бюро IQ выиграть конкурс, архитектор Эрик Валеев ответил, что, наверное, вдумчивое раскрытие всех возможностей территории. «Эстетика выросла из функционала. Мы определили, откуда реально удобно подъезжать фурам, и это в конечном итоге повлияло на расположение зданий». 

Учитывали архитекторы и движение людей. «От метро „Ольховая“ к музейному комплексу идет бульвар, — рассказывает Валеев. — Мы подхватили эту тему и продлили бульвар через весь участок. То есть вы можете не заходить внутрь зданий, но вам будет приятно гулять в этом пространстве. На крыше стилобата мы разобьем городской парк: высадим зелень, деревья, устроим амфитеатры для концертов под открытым небом, поставим современную скульптуру. Третьяковская галерея уже пообещала поделиться скульптурой из своей коллекции».

Повышенное внимание архитекторы уделили фасадам. Поскольку в интерьерах реализовать свой творческий потенциал им было сложно (хранилища, они и есть хранилища, по сути сейфы с непроницаемыми стенами и железными дверьми), то вот на фасадах можно было обыграть образы музеев. Фасад хранилища ГТГ выложат из кирпича, что перекликается с кирпичным же историческим зданием в Лаврушинском переулке; здание РОСИЗО стилизуют под супрематизм, так как эта институция хранит большую коллекцию русского авангарда; хранилище Музея Великой Отечественной сделают с волнообразным фасадом — как развевающееся на ветру знамя. Всего же комплекс будет иметь площадь 70 тыс. кв. м, из которых 10 тыс. м отдадут под сменные выставки.

Любые начинания, ведущие к децентрализации культурной жизни, можно только приветствовать. Тем более что у нас еще не было прецедентов, чтобы столь разные музеи вдруг оказывались в удобной близости друг от друга и могли бы сообща делать выставочные проекты, достигая эффекта синергии.

Единственное, что вызывает сочувствие, — так это колоссальный объем работ, взваленных на Третьяковскую галерею. Помимо дюжины филиалов в Москве, она планирует открыть филиалы во Владивостоке, Калининграде и Самаре, параллельно строит новые корпуса в Лаврушинском переулке и готовится к реконструкции здания на Крымском Валу.

Но, как сказано в притче, каждому дается крест по силам его. Понадеемся, что музей выдюжит и что в Новой Москве найдутся молодые энергичные искусствоведы, готовые влиться в коллектив прославленного музея и не тратить при этом много времени на дорогу на работу.

Глядишь, вслед за музеями и чиновники переедут в Новую Москву. 

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+