18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галерея Тейт отстранила от работы куратора, раскритиковавшего решение отложить выставку Филипа Гастона

Марка Годфри наказали за несогласие с переносом выставки неоэкспрессиониста Филипа Гастона, которая, по мнению руководства Тейт, могла оскорбить публику

Как сообщают источники, близкие к музею, руководство Тейт приняло решение подвергнуть дисциплинарному взысканию Марка Годфри, старшего куратора зарубежного искусства, который осудил перенос большой выставки «Филип Гастон. Сейчас», включающей около 130 картин и 70 рисунков из 40 государственных и частных коллекций.

«Если вы работаете в Тейт, вы обязаны неуклонно придерживаться „партийной“ линии», — говорит один из источников. «Инакомыслие практически не допускается, а управленческий стиль приобретает все более авторитарный характер», — рассказал другой источник, попросивший не называть его имени из опасений возможных негативных последствий.

В конце сентября институции, собиравшиеся в этом и следующем году принять выставку неоэкспрессиониста Филипа Гастона (1913–1980): лондонская Тейт, Национальная художественная галерея в Вашингтоне и музеи изящных искусств Бостона и Хьюстона, — опубликовали совместное заявление, в котором объявили о решении отложить показ в связи с «подъемом движения против расовой дискриминации в США» после смерти Джорджа Флойда «до времени, когда мы почувствуем, что проповедь против социальной и расовой дискриминации, стоящая в самом центре творчества Гастона, воспринимается более однозначно». Их опасения связаны с тем, что кого-нибудь из посетителей выставки могут оскорбить «мультяшные» изображения куклуксклановцев, встречающиеся в ряде произведений художника.

Четыре дня спустя Марк Годфри опубликовал в своем аккаунте в Instagram большое заявление, где назвал это решение «крайне патерналистским по отношению к публике, которая воспринимается как заведомо неспособная оценить тон и политический посыл творчества Гастона». Художника, по мнению Годфри, «ужасал правый поворот в политической жизни Америки; он хотел рассуждать о теориях превосходства белых; о том, как зло прячется под капюшонами и как зло способно преуспеть благодаря своей банальности. И в то же время он чувствовал, что вынужден представлять под этим капюшоном самого себя. Он задавался вопросом, можно ли в Америке быть белым и при этом остаться незапятнанным этими силами».

Кроме того, Годфри высказал сомнения в том, что перенос выставки позволит кураторам представить творчество Гастона в более широком контексте. «Четыре года назад, начиная кураторскую работу над проектом „Филип Гастон. Сейчас“, мы все уже чувствовали, что к произведениям с ку-клукс-кланом нужно найти новый подход. Это означало в первую очередь включение в каталог новых голосов и точек зрения», — написал куратор, подразумевая в том числе тексты афроамериканских художников Трентона Дойла Ханкока и Гленна Лайгона.

И Тейт, и Марк Годфри отказались от комментариев.

По словам источников, ожидается, что через некоторое время после отстранения Годфри вернется к работе в той же должности.

Роберт Сторр, профессор живописи в Йельской школе искусств и автор недавно опубликованной монографии о Филипе Гастоне, считает, что этот конфликт создает опасный прецедент. «Музеи — это площадки, на которых люди собираются вместе, чтобы обсуждать разные идеи, соглашаясь или не соглашаясь друг с другом. Если музей Тейт не способен на это даже на внутреннем уровне, то вся концепция разваливается», — уверен он.

«Марк Годфри проявил неподдельную смелость и принципиальность, открыто высказавшись о бардаке, случившемся в Вашингтоне из-за директора музея, которая не разобралась ни в одном из вставших перед ней вопросов. Его статья в каталоге Гастона — потрясающий, тонкий вклад в эту исследовательскую сферу. Он глубже всех проникает в еврейскую идентичность Гастона. Это знаковая работа», — говорит Сторр. «Чтобы выпутаться из неразберихи, в которой музей оказался, Тейт понадобятся кураторы уровня Годфри», — полагает искусствовед. Он убежден, что таких людей музею нужно привлекать, а не подвергать их остракизму.

Что же касается выставки Гастона, то Сторр опасается, что из-за скандала вокруг переноса она может вообще не состояться. «Она уже запятнана; не исключено, что она обречена. Коллекционеры могут не захотеть давать работы на выставку, которая уже стала скандальной после того, как некоторые из картин подверглись нападкам музейного руководства. Кураторам может быть трудно получить нужные произведения, а измененный состав экспозиции может ввести публику в заблуждение».

Тем не менее два дня назад представительница Национальной художественной галереи в Вашингтоне заявила New York Times, что выставка Филипа Гастона состоится в 2022–2023 году, а не в 2024-м, как сообщалось ранее.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+