18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Полупрофессионал» высшей пробы

№86
Материал из газеты

Книга Наталии Семеновой интересна не только главным героем Ильей Остроуховым, выставку о котором сейчас показывают в его доме в Трубниках, ныне филиале Литературного музея

Жизнеописание Ильи Остроухова (1858–1929), составленное Наталией Семеновой, вышло в том же оформлении, что и две предыдущие ее книги издательства «Слово»: «Сага о Щукиных. Собиратели шедевров» и «Братья Морозовы. Коллекционеры, которые не торгуются?». Так что этот труд можно считать последней частью трилогии о московских коллекционерах, о которых Семенова написала несколько книг и знает, кажется, все, что только можно о них узнать.

Имя нынешнего главного героя не так на слуху, как имена Сергея Щукина или Ивана Морозова, но всем, кто интересуется русской художественной жизнью трех предреволюционных десятилетий, оно хорошо известно. Остроухова знают и как художника-пейзажиста, и как друга художников, и как попечителя Третьяковской галереи, о нем много писали в мемуарах и поминали в переписке. Так что материал для его биографии Семеновой пришлось не только собирать, но и выбирать из того, что об Остроухове написали его современники — такие блестящие мастера слова, как критик Абрам Эфрос, художник Александр Бенуа и историк искусства Павел Муратов, называвший, кстати, пейзажиста Остроухова «полупрофессионалом», а не дилетантом. Не только они, но и ироничная Наталья Нордман-Северова, жена Репина, и Виктор Лобанов, о котором Семенова сообщает лишь, что он «зять В.В.Гиляровского», оставили замечательные описания дел и чудачеств Ильи Семеновича. Читать приведенные в книге обширные цитаты — одно удовольствие.

Писали об Остроухове много, он давал для этого массу поводов: был чрезвычайно деятелен и колоритен. «Без Остроухова нельзя рассказать ни о закате передвижничества, ни о бытовании Третьяковской галереи после смерти ее создателя, ни об открытии древнерусской живописи, случившемся в России на заре ХХ столетия», — говорит автор в предисловии. Если бы при жизни Ильи Семеновича существовало звание «заслуженный деятель искусства», ему с почетом такое бы присвоили. Причем деятелем он оказался настолько разносторонним, что история его жизни выстроена в книге не линейно — от спартанского купеческого детства до тяжелой советской старости. Главы описывают разные ипостаси Остроухова: «Художник одной картины», «Уполномоченный Третьякова», «Глаз знатока», «Колумб русской живописи» (точнее, древнерусской).

Внешне Остроухов был нелеп: длинный, лысоватый, шепелявый. Характер имел отвратительный. Илья Семенович и по природе был вспыльчив и обидчив, да еще и строил из себя самодура. Он был интриган, хитрил, когда продавал и покупал картины и иконы, пил вино, постоянно и прилюдно тиранил жену, дочь богатейшего чаеторговца Петра Боткина. Но все это ему прощалось за страстную любовь к искусству и глубокое его понимание — правда, в пристрастиях своих он остановился перед Ларионовым и Гончаровой, но какой прогрессист с возрастом не превращается в консерватора? К тому же искусство на рубеже веков менялось так быстро, что мало кто успевал за ним.

Книга Семеновой интересна не только главным героем, к которому читатель привыкает как к живому. Из нее можно почерпнуть множество других фактов: о художниках и их заказчиках и друзьях из высшего слоя московского купечества, о том, как трудно было попасть на выставку передвижников, как жилось смотрителям Третьяковки, какими путями офени доставляли в Первопрестольную старообрядческие иконы. А узнав, почему Остроухов поссорился с Дягилевым, — встать на его сторону (Илья Семенович дал Сергею Павловичу на выставку «Морскую царевну» Михаила Врубеля, а Дягилев попросил Льва Бакста в ней кое-что поправить).

Увы, добавим и каплю дегтя: в книге есть досадные оплошности. Например, авторское «мы» вдруг перебивается «я»; упоминаются всуе современные коллекционеры, хотя именной указатель и без них длинный. Ну и трудно согласиться с предположением, что «не произошло бы осознание красоты и уникальности древней русской иконы», не восхитись ею Матисс. Ведь Остроухов разглядел и осознал без подсказки француза. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+