18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Жан-Жак Айагон: «Для Франсуа Пино выставка „Открытие“ — это манифест»

Генеральный директор Коллекции Пино Жан-Жак Айагон рассказывает о выставке «Открытие» и новой истории парижской Торговой биржи XVIII века, приспособленной по проекту Тадао Андо под музей современного искусства

Какой будет самая первая выставка? Пришлось ли что-то менять в связи с тем, что дата открытия музея снова сдвинулась — с весны 2021 года на 23 января?

Франсуа Пино сам настоял на том, чтобы первая выставка, открывающая его частный музей современного искусства в Париже, называлась просто «Открытие». Для него это своего рода манифест, способ сказать миру, в котором очень много чего закрывается, — и речь не только о карантине, но и о закрытости позиций в спорах, о странах, которые замыкаются сами на себе (взять хотя бы желание Соединенного Королевства выйти из Европейского союза и таким образом в некоторой степени закрыться), — способ сказать, что искусство, напротив, лежит в самом сердце способности человечества открываться новым идеям, инновациям, открываться другим.

В последние месяцы, в том числе во время карантина, Франсуа Пино неоднократно просил нас серьезно об этом подумать. Его коллекция чрезвычайно многогранна. Одна ее часть ориентирована на крайне минималистичные художественные практики, на радикальное, абстрактное, на совершенную аскезу, а другая посвящена произведениям и художникам, которые говорят о мире и о человеке в нем. Он просил нас постараться отобрать для экспозиции те произведения искусства из его коллекции, которые придадут ей как можно более человечную форму.

Кто курирует «Открытие»?

Мы работаем с собственной командой. Выставку делали Каролин Буржуа, Мартен Бетено и Матье Юмери, отвечавший за фотографию, а также сам Франсуа Пино, который захотел принять непосредственное участие в подготовке первого мероприятия. Разумеется, являясь владельцем собрания, он не позиционирует себя в качестве куратора, но, поскольку речь идет о знакомстве публики с его коллекцией, ему было важно иметь право голоса в обсуждении принимаемых решений.

Как будет строиться выставочная программа Торговой биржи?

Мы не монтируем постоянный музей с произведениями, которые вечно остаются на своих местах. В Торговой бирже есть десяток разных выставочных пространств, у каждого из них — индивидуальная программа, где экспозиции могут находиться более или менее долго. Мы планируем делать очень динамичную, очень мобильную программу и из квартала в квартал будем поддерживать интерес публики к тому, что у нас происходит.

Первая выставка будет сосредоточена на самой коллекции. Каковы ваши планы на монографические выставки — такие, как уже заявленная экспозиция Чарльза Рэя?

Это будет второй этап. Выставка «Чарльз Рэй» (американский современный художник, скульптура которого «Мальчик с лягушкой», созданная по заказу Франсуа Пино, стояла у центра современного искусства в Пунта делла Догана в Венеции. — TANR) — совместный проект с Центром Помпиду, который готовится для обеих площадок. Соответственно, его пришлось скорректировать с учетом изменений в программе наших институций.

Наша первая выставка представляет собой не единую экспозицию, а десяток разных высказываний в этом здании, совокупность которых служит иллюстрацией одной из возможных точек зрения на коллекцию Пино. Затем, в последующие месяцы, кварталы и годы, новые варианты развески позволят увидеть коллекцию с других точек зрения, в ином ключе: монографическом, тематическом (так, мы много думали о выставке, посвященной очень большой подборке арте повера в коллекции), через параллели между художниками и практиками минимализма в Европе и Америке… Мы планируем постепенно раскрывать коллекцию отдельными мазками и штрихами через экспозиции, различная продолжительность которых позволит поддерживать очень интенсивную активность на площадке.

А 23 января здание откроется полностью?

Да, как и ресторан (La Halle aux grains под руководством шеф-повара Мишеля Бра). Торговая биржа предлагает своим посетителям разносторонний опыт — знакомство с историческим наследием благодаря отреставрированным постройкам XVII и XVIII веков, и даже артефакту XVI века — колонне Медичи, с современной архитектурой в виде работы Тадао Андо и бюро NeM, а также с искусством через выдающиеся произведения современных художников. Среда вокруг тоже будет переработана, поскольку муниципалитет Парижа ведет модернизацию прилегающей территории, на которой мы в ближайшие месяцы установим дизайнерские скамейки Bouroullec. Эта фирма также разработала мебель для внутренних помещений здания и для ресторана.

Почему дату открытия Торговой биржи решили перенести на более ранний срок?

Мы делали объявление о переносе открытия с лета 2020 года на весну 2021-го в разгар «локдауна», когда не имели представления о том, как будет развиваться ситуация. Убедившись, что проект на финишной прямой, здание готово и монтаж может начаться уже в ноябре, мы решили больше не ждать.

Мы откроемся как можно раньше, чтобы внести свой вклад в возрождение культурной жизни в нынешней непростой ситуации. Я вижу, что многие учреждения культуры принимают решение вернуться к работе из уважения к публике. А в случае таких организаций, как наша, — и из уважения к художникам, которые продолжают создавать произведения искусства и которым нужно, чтобы их экспонировали. Франсуа Пино очень настаивал, чтобы мы по возможности не тянули и утром 23 января открыли свои двери для посетителей. Решать вопрос о том, как пройдет открытие, еще слишком рано, публика для нас важнее торжеств по этому поводу.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+