18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Третьяковская галерея открыла в Самаре выставку «Передвижники: образ эпохи»

Ее показывают одновременно с выставкой «Стихии Анны Голубкиной», организованной самарским филиалом Третьяковки

Контекст имеет значение. Это понимаешь, когда после тихих самарских улочек, застроенных одно-трехэтажными дореволюционными особнячками, попадаешь в Художественный музей. Он занимает один из красивейших городских дворцов, принадлежавший когда-то купцам Курлиным, а потом Волжско-Камскому коммерческому банку. Внутри еще сохранился аутентичный декор, парадная лестница и огромный зал с колоннами — то ли для балов, то ли для банковских операций. Живопись конца XIX века, которую привезла в Самару Третьяковская галерея, воспринимается в этих интерьерах очень органично, словно попала домой: типажи дореволюционной эпохи полностью соответствуют антуражу.

На первый взгляд, что может быть привычнее выставки передвижников?! Картины, знакомые с детства, смотревшие на нас со страниц школьных учебников и с коробок шоколадных конфет. Но, как сказала в приветственном слове директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, отношение к наследию передвижников «давно пора пересмотреть: они не столько обличали буржуазную действительность, сколько наблюдали ее и сопереживали ее героям». И действительно: если сместить ракурс и взглянуть на жанровые картины XIX века как на своего рода World Press Photo, то нельзя не признать, что они — окно в неведомый и крайне любопытный мир. Передвижники — свидетели эпохи, их работы много чего рассказывают об устройстве жизни: как учили детей в школах, работали в оркестрах, сватались и решали дела в судах, каким образом вступали в наследство после смерти родителей, чем люди гордились и что восхищало художников в современниках.

Куратор выставки, главный специалист отдела живописи XVIII — первой половины XIX века Третьяковской галереи Светлана Усачева не скрывала своего воодушевления. Выставка в Самаре, во-первых, стала поводом некоторые вещи из музейного собрания отреставрировать, а во-вторых, позволила ей свободно микшировать картины от многим известных («Портрет Чайковского» Николая Кузнецова, «Студент» Николая Ярошенко) до почти незнакомых, никогда не появлявшихся в постоянной экспозиции (например, «В приемной училища» Сергея Коровина). В Москве всем этим прекрасным полотнам попросту не хватает экспозиционных пространств, а выездная выставка дала шанс показать их людям. 

В Самаре поместили рядом два великолепных парадных женских образа: «Ключницу» (1887) Николая Кузнецова и «Портрет графини Орловой-Давыдовой» (1880-е) Константина Маковского. На первом — работящая женщина с черном фартуке и с ключами на поясе, на втором — разодетая в кружева, меха и жемчуга дама. Какая между ними интрига? Интрига в изменении привычных социальных ролей, что было не редкостью во второй половине XIX века. Ключница на самом деле жена художника. На момент создания портрета они еще не были официально женаты, «жили во грехе», растили двоих детей. Богатые херсонские помещики Кузнецовы всячески противились тому, чтобы их сын женился на дочери отставного прапорщика Анне Григорьевне Проценко, работавшей в доме прислугой. На картине 37-летний художник изобразил свою гражданскую жену, в общем-то, с юмором: на большом холсте, в парадной позе, в роли хозяйки дома, отдав должное ее красоте и жизнелюбию, человеческим качествам, а не наследованному социальному статусу.

В портрете Марии Егоровны Орловой-Давыдовой, урожденной графини Толстой, тоже человеческие качества превалируют над сословными. То есть, конечно, художник подчеркнул ее положение в обществе, с большим изяществом передал богатый костюм и дорогие ювелирные украшения. Но властность ее характера впечатлила его не меньше. В этой женщине, матери, между прочим, пятерых детей (и рано, в 52 года, умершей), нет ни капли женской мягкости и доброты, напротив, жесткость, рациональность, желание повелевать. Ее расчетливый взгляд явно переигрывает роскошь наряда. Чехов оставил о ней две строки воспоминаний, отметив «бриллианты в ушах» и «неумение держать себя» и поставив диагноз «миллионерша». В 1880-е житейская цепкость считалась добродетелью не только купцов и промышленников, но и богатого и влиятельного дворянства.

На выставке в Самаре показали малоизвестный шедевр — «Новенькую в школе» (1892) Эмилии Шанкс (1858–1936). Ее отец Джеймс Стюарт Шанкс был английским ювелиром, владевшим магазином на Кузнецком Мосту. Эмилия окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества и в 1895 году, в один год с Валентином Серовым, была принята в Товарищество передвижников. Она стала первой женщиной, удостоенной такой чести. Всю жизнь она рисовала преимущественно детей. «Новенькая в школе» — ее исключительная удача, построенная на эффектном контрасте черного, голубого и белого цветов, на кинематографически закрученной композиции и драматическом столкновении характеров. В 1913-м Эмилия Шанкс уехала в Англию, поэтому в России ее имя оказалось забытым.

Короче, на выставке есть что посмотреть. К тому же сам Самарский художественный музей обладает своеобразной коллекцией, в которой абсолютное лидерство отдано авангарду. Собрание работ 1920-х годов занимает в музее целых пять залов и обладает исключительной художественной ценностью. Век же XIX представлен первыми именами, но произведениями второстепенными. И выставка шедевров из ГТГ этот дисбаланс пусть на время, но исправляет.

Это не единственная выставка, развернутая сейчас Третьяковской галерей в Самаре. В самарском Музее модерна до 13 декабря работает выставка Анны Голубкиной. Порядка 40 работ скульптора приехали сюда после закрытия Дома-музея Голубкиной в Москве на реставрацию. Этот проект стал одним из первых самостоятельных шагов недавно созданной институции — филиала ГТГ в Самаре. В следующем году филиал должен получить собственное выставочное пространство — отреставрированное здание фабрики-кухни (1932 год постройки, проект архитектора Екатерины Максимовой). Так что связи ведущего музея страны и сохраняющего очарование старины волжского города станут еще крепче.

Самарский областной художественный музей
Передвижники: образ эпохи. Портретная и жанровая живопись второй половины XIX века из собрания Третьяковской галереи
До 17 января 2021

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+