18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Путь ван Гога в рисунках в Музее Дидрихсена

Художественный музей Дидрихсена в Хельсинки отмечает свое 55-летие первой монографической выставкой ван Гога в Финляндии

Частному Музею Дидрихсена удалось привезти в Финляндию на выставку «Становясь ван Гогом» 39 больших работ художника на бумаге и два живописных полотна. Так — первым монографическим проектом художника в Финляндии — музей отметил свое 55-летие. Вместо того чтобы собирать выставку из разных коллекций, Петер Дидрихсен, который руководил частным музеем своей семьи в течение долгих лет, и его жена Мария, которая является нынешним директором музея, обратились в Музей Крёллер-Мюллер в Нидерландах, который обладает вторым в мире, после амстердамского Музея ван Гога, собранием работ художника. Таким образом, успех проекта «Становясь ван Гогом» был обеспечен точным выбором партнера.

«Произведения, представленные на нашей выставке, — это гораздо больше, чем просто рисунки, — рассказывает Мария Дидрихсен. — Эти большие работы на бумаге, которую поставлял Винсенту брат Тео, выполнены в технике, которую мы сейчас называем смешанной, с использованием акварели, размывок отдельных цветов, угля, гуаши, туши. Но самое главное, что мы хотели показать, — путь, который самоучка ван Гог прошел от своих первых рисунков до высот мастерства».

Структура выставки «Становясь ван Гогом» следует духу названия: работы представляют этапы становления художника в течение последнего десятилетия жизни в соответствии с местами его жительства, которые он часто менял (нередко в результате сложных отношений со своей семьей, от которой зависел материально). Открывает показ дюжина работ ван Гога, которые он создал в самом начале осознанных творческих усилий, проживая с родителями в Эттене (1881), за ними следуют 20 работ периода жизни в Гааге (с конца 1881-го до осени 1883 года), когда он пытался завести хотя бы подобие семьи. Затем идут восемь работ отчаянно несчастливого периода жизни снова с родителями, на этот раз в Нюнене, после — несколько листов и замечательный автопортрет маслом из его знаменитого двухлетнего парижского периода (с марта 1886-го до марта 1888 года).

Из всех произведений на бумаге, представленных на выставке, выделяются замечательные портреты Син, женщины, с которой художник пытался создать семью и дом, и несколько работ, раскрывающих существенные для феномена творчества ван Гога стороны — его тонкое понимание природы и глубокий психологизм. Интересно наблюдать, насколько хорошо ван Гог владел передачей света еще в самом начале своего пути художника и как удачно он изображал драпировки, притом что во многих работах погрешности анатомии и пропорций тоже видны совершенно отчетливо. Во многих произведениях заметно сильное влияние Жан-Франсуа Милле, а также Рембрандта, который для ван Гога был важен как личность, не только как художник. Выставка в Хельсинки также демонстрирует первую созданную художником акварель «Мальчик с серпом».

Работы на бумаге оттенены двумя замечательными холстами. Ван Гог написал огромное количество автопортретов — 36, причем за очень короткий, последний период своей жизни. Он не был нарциссом, его автопортреты — страстное высказывание, безответно зовущее к диалогу. Небольшой автопортрет 1887 года на зеленом фоне потрясает и притягивает. Написанный нервными мелкими мазками, он создает эффект удивительной пронзительности глубоко несчастного взгляда художника. Полотно «Улица в Овер-сюр-Уаз» (1890) было создано за два месяца до самоубийства, и оно же — первая картина ван Гога, купленная для публичной художественной коллекции. Широко распространена точка зрения, что первая музейная закупка работ ван Гога произошла в 1908 году для франкфуртского Музея Штедель. На самом деле это случилось на пять лет раньше, когда государственная художественная галерея Атенеум приобрела это произведение, единственную картину ван Гога в музейных собраниях Финляндии.

Художественный музей Дидрихсена в Хельсинки
Становясь ван Гогом
До 31 января 2021 года

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+