18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Ангелочки или слуги любви?

№86
Материал из газеты

Дюрера не так часто воспринимают в качестве специалиста по изображению путти, хотя они в обилии населяют картины и рисунки этого художника

Едва ли кто-то из художников сделал больше Альбрехта Дюрера (1471–1528) для того, чтобы превратить путто — древнего крылатого бога в виде ребенка — в существо поистине вездесущее. На картинах, гравюрах, в ксилографиях и рисунках Дюрер в изобилии изображал путти, причем использовал их в более широком контексте, чем большинство его современников. Путти появлялись у него как в христианских сюжетах, так и в светских, они присутствуют практически во всех работах на мифологические темы. Можно сказать, что в творчестве Дюрера эволюция итальянских путти XIII века достигла апогея. Художник проторил дорогу этим фигуркам, к концу XVIII столетия превратившимся буквально в изобразительное клише. Их сложная история впервые была описана Чарльзом Демпси в книге «Изобретение ренессансного путто» (2001), а теперь ее излагает Райнер Хоффман — со всеми подробностями. Еще к VI–V векам до н.э. первоначальный и единственный бог Эрос был преобразован в многочисленных эротов — крылатых богов, ассоциировавшихся с любовью и сексуальными отношениями. Их начали связывать с разными темами и использовать в декоративных целях. Изображенные на саркофагах, они оплакивали и поминали усопшего. Они же воспевали сбор винограда и употребление вина, состязались в скорости с дикими животными, играли в игры и исполняли музыку, держали занавес или гирлянды, выступали в роли слуг и посланников любви.

С установлением христианства на язычников эротов ввели запрет, но в 1250– 1350-х годах они постепенно возвратились — вместе с открытым заново античным искусством. К XV веку путти-ангелы уже прочно обосновались в итальянском искусстве. Донателло часто использовал их в своих работах, а Андреа Мантенья стал, возможно, первым выразителем путтимании, вскоре охватившей всю Европу.

В 1550 году Джорджо Вазари насмехался над tedesca maniera vecchia (ит. «старый немецкий стиль»), однако к тому времени ключевые элементы итальянского художественного стиля уже распространились к северу от Альп и смешались с особенностями и традициями Нидерландов и Германии. Хоффман признает, что первенство сложно приписать кому-то персонально. Альбрехт Альтдорфер, Ханс Бальдунг Грин, оба Гольбейна, Маттиас Грюневальд, Лукас Кранах Старший и многие другие — все были к этому причастны. Но Дюрер оказался наиболее плодовит и разнообразен в применении последних достижений итальянского стиля, при этом одомашнивая его для немецкой публики.

Книга Хоффмана о дюреровских путти представляется исчерпывающей и в высшей степени познавательной. Большинство иллюстраций в ней относятся к христианским мотивам, главным образом к сюжетам с Девой Марией и Христом. Здесь путти, как правило, изображаются ангелами — с крыльями и без, нагими или одетыми, в полный рост или только головками. По своей природе, как инкарнации Эроса или как ангелы, путти имели трансцендентный и сакральный характер; они близки как небесам, так и земле, и не были полностью ни там, ни здесь. Даже в изображениях на земные или мирские темы путти у Дюрера предстают как более или менее небесные существа.

Напрашивается вывод о том, что Дюрер был мастером христианских путти. Однако художник никогда не забывал об античном происхождении этих существ. Например, на рисунке «Венера на дельфине» (1503) изображена богиня любви, держащая рог изобилия, по которому разгуливает обнаженный крылатый путто с завязанными глазами, готовый выпустить из лука стрелу. Так Венера с гордостью предъявляет своего сына Эроса, глядя зрителю прямо в глаза. Ее взгляд ясен и достаточно выразителен: ты можешь стать следующим.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+