Среди отечественных художественных брендов, чью значимость признают во всем мире, ВХУТЕМАС — один из главных. Хотя привычная рифмовка этого учебного заведения с немецким Баухаусом скорее условность, очевидно: обе школы сыграли выдающуюся роль в глобальной реформе художественного образования. И обе пали жертвами тоталитарных идеологий.
В этом году исполняется 100 лет с момента организации Высших художественно-технических мастерских в Москве. Юбилейная экспозиция напрашивалась сама собой, вопрос заключался в том, какой она окажется и где пройдет.
В итоге эту миссию взял на себя Музей Москвы — хоть и не самый крупный держатель фондов, связанных с сюжетом, зато инициативный игрок на поле выставок об авангарде. Под проект отдано внушительное экспозиционное пространство — Красный зал площадью почти 2 тыс. кв. м.
Что касается содержания, то оно диктовалось концепцией. Куратор выставки «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», историк архитектуры Александра Селиванова в разговоре с корреспондентом The Art Newspaper Russia охарактеризовала происходящее так: «Мы осуществили, наверное, первую попытку представить ВХУТЕМАС целиком — все факультеты и основное отделение с пропедевтическими дисциплинами. До того, конечно, были выставки на эту тему, но посвященные либо конкретному факультету, например архитектурному, либо с акцентом на педагогах. Мы решили, что интересно предъявить именно систему обучения — программы, методики, и поэтому показать не произведения звездных преподавателей, а студенческие работы».
Вся история ВХУТЕМАСа (вместе с пришедшим ему на смену ВХУТЕИНом) укладывается в одно десятилетие: в 1930 году институция была расформирована, по сути — разгромлена. Для объемности контекста к этому отрезку на выставке добавлено еще по паре лет — к началу и к концу: революционная вольница Первых и Вторых Свободных государственных художественных мастерских, чуть позже слившихся воедино, а также дискомфортный, морально тяжелый период обустройства «на обломках» в 1930‑х. Структурные трансформации ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа — в виде таймлайна с инфографикой — демонстрируются на стене прямо у входа. А по экспозиции разбросаны аудиоточки, откуда звучат воспоминания бывших студентов.
«Основной тезис — ВХУТЕМАС как первое учебное заведение, где появилась профессия дизайнера, — рассказывает Александра Селиванова. — Естественно, акцент сделан на художественных факультетах — скульптурном, архитектурном, живописном. Но производственные факультеты — это абсолютная новация. Хотелось показать, как программы, придуманные Александром Весниным, Эль Лисицким, Любовью Поповой, Александром Родченко, интерпретировались и проявлялись во время учебы».
За каждый раздел отвечал свой куратор, так что интеллектуальная команда получилась многолюдной. Общее архитектурное решение — разумеется, с элементами вхутемасовской эстетики — обеспечивали Сергей Неботов и Анна Замри. Экспонаты собирали отовсюду: помимо ведущих столичных музеев, к участию в проекте привлечены наследники художников и частные коллекционеры.
К исторической экспозиции примыкает небольшой раздел из работ сегодняшних студентов. Их предоставили вузы и отдельные факультеты, которые сочтены кураторами достойными звания «наследников ВХУТЕМАСа».
Музей Москвы
ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда
10 ноября 2020 – 11 апреля