Художники доплачивают за известность.
Молодых художников заваливают предложениями раскошелиться, чтобы их имена и работы появились в журналах, каталогах и на выставках. Многие считают это циничным выманиванием денег — но кое-кто говорит, что готов платить за «присутствие» в современном арт-мире, который становится все более конкурентным.
«Каждый божий день я получаю электронные письма с предложением не упустить свой шанс», — говорит 29-летний скульптор Джерри Блэкман. Недавно ему пришло письмо от имени редактора журнала Artvoices Терренса Сандерса, и Блэкмана уверяли, что он может «с огромной скидкой — $3,5 тыс.!» появиться на обложке издания. «Это уникальная возможность поможет вам в полной мере заявить о себе и своем творчестве» — и как дополнительный аргумент рядом красовалась «обычная цена», $5 тыс. По мнению Блэкмана, «если хочешь,
чтобы к тебе относились серьезно, такие вещи, как правило, приносят больше вреда, чем пользы, или по крайней мере тратят твое время». А вот художница из Луизианы Кэрол Хэллок, напротив, не жалеет о решении купить статью в Artvoices. «Мои клиенты были только рады узнать, что обо мне пишут в журналах и газетных статьях. Знаете, большинство художников вынуждены заявлять о себе сами: сам себя не похвалишь — никто не похвалит», — уверена она. По словам Хэллок, у нее есть контракты с галереями, но саморекламу пока никто не отменял. Нэнси Смит, главный редактор сайта Art Lovers New York, признается, что порой в обмен на освещение на своем ресурсе принимает денежное вознаграждение или произведение искусства. «Я пишу в основном о двух типах. Либо о суперстильных художниках, которые действительно меня покорили, либо о достаточно сообразительных, чтобы отблагодарить меня за мою работу», — говорит она. Смит также собирает взнос с некоторых галерей, желающих, чтобы написали об их выставках. Дилеры средней руки вроде Freight + Volume счастливы платить около $300 за ее услуги, но вот большие галереи «и слышать не хотят» о подобных предложениях. «„Что, платить за публикации?“ — обычно возмущаются они. Вот так, потихоньку, можно и кануть в безвестность», — уверена Смит. Чтобы получить разворот или быть упомянутым в некоторых солидных художественных каталогах и изданиях, таких как Blink и International Contemporary Masters, нужно и вовсе выложить тысячи долларов. А иногда организаторы художественных мероприятий взимают с художников мзду, чтобы работы тех появились на стендах, как это было, например, на новой арт-ярмарке New Material Art Fair в Майами, запущенной в 2013 году. Ее учредители, однако, утверждают, что целью, наоборот, было стимулировать участников, а не заработать на них деньги. «Коммерческий успех может [...] заглушить порыв к эксперименту, ведь в основе творчества — риск и готовность порой отказаться от признания», говорится на сайте ярмарки.
Нью-йоркский арт-дилер Элизабет Денни рассказывает, что не обращает внимания на «творческие конкурсы, каталоги художников или журналы, где можно заказать материалы»: «Такого рода тексты обычно пишутся анонимно, их достоверность трудно проверить, поэтому я не принимаю их в расчет». Более настойчивые и последовательные критики проплаченных статей считают, что «джинса» подставляет под удар начинающих и пока не набравшихся ни житейского, ни творческого опыта художников. «Это чистейшей воды разводка, — говорит декан Йельской школы искусств Роберт Сторр. — Они беззастенчиво и жестоко эксплуатируют наивных и амбициозных юнцов, это настоящие вампиры культурной индустрии».