18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Выставка «Железный век. Европа без границ» открывается в Эрмитаже

№86
Материал из газеты

Огромный проект — 1700 предметов — завершает трилогию выставок в Эрмитаже, реализованных под девизом «Европа без границ» и посвященных «варварскому искусству» народов, населявших наш континент на протяжении 4,5 тыс. лет

Цикл «Европа без границ» был начат выставками «Эпоха Меровингов» (2007), посвященной раннему Средневековью, и «Бронзовый век» (2013), представившей древности IV–I тысячелетия до н.э. Безграничность особенно ярко выражена именно «Железным веком», объединившим искусство от Урала до Андалусии в попытке сложить мозаику из артефактов гальштатской культуры, искусства кельтов, испытавших влияние греков и этрусков, искусства скифов, сарматов и существовавших одновременно с ними лесных культур Восточной Европы.

Все три выставки — итог совместной исследовательской работы российских и немецких специалистов. Они демонстрируют возможности сотрудничества на столь сложном поле, каким является так называемое перемещенное, или трофейное, искусство — произведения, вывезенные из Германии после окончания Второй мировой войны (в данном случае — из Музея преистории и древней истории Государственных музеев Берлина — Фонда прусского культурного наследия), а затем распределенные советскими чиновниками в основном между Историческим музеем, ГМИИ и Эрмитажем.

Основной принцип показа «Железного века» — хронологический, выставка состоит из пяти крупных разделов. Первый называется «Эпоха Гальштата. Культурный ландшафт в Южной и Центральной Европе». В 1846 году горных дел мастер Иоганн Георг Рамзауэр нашел в горах Верхней Австрии недалеко от города Гальштат семь древних захоронений. Потом было много находок от Болоньи до берегов Балтийского моря, относящихся к первой половине I тысячелетия до н.э.

Большие удила свидетельствуют, что люди приручили крупных лошадей. Якореобразные застежки повозочной упряжи — что животных использовали в дальних походах. Набор из четырех гривен показывает, что представители гальштатской культуры научились обрабатывать железо не хуже, чем мягкие благородные металлы. Особый интерес представляют лицевые и домовидные урны — сосуды, в которых находился прах умерших. Первые, возможно, изображали усопшего, они позволяют определить его социальный статус. Домовидные урны совсем не обязательно отражают вид жилища той территории, на которой было открыто погребение. Исследователи обратили внимание: погребений с такими урнами много вблизи рек, которые служили основными торговыми путями. По ним могли перемещаться идеи о форме урны. Иногда урны перекрывали реальными металлическими шлемами.

Второй раздел — «Эпоха Латена. Мир кельтов». В середине XIX века в местечке Ла-Тен в Швейцарии на берегу озера Невшатель было обнаружено кельтское святилище. Эта и другие находки позволили археологам говорить о латенской культуре, существовавшей во второй половине I тысячелетия до н.э. по всей Западной Европе. Среди ярких произведений этой культуры — поясная пряжка с маской, найденная в Баварии, бронзовые накладки с волнообразным декором из Комаккьо недалеко от Феррары, фибула с масками бородатых мужчин, найденная вне основного ареала кельтов. Сосуды, гривны и браслеты IV века до н.э. были обнаружены Гансом Ниггеманом в окопе, вырытом на полях Первой мировой войны. Это было в Санси на берегу Эны. Любопытно, что новые успешные раскопки проводились там же в 1970–1994 годах.

Российские разделы выставки называются «Скифы и греки в Северном Причерноморье», «Народы между Европой и Азией», «Племена многолюдные и особые. Лесные культуры Восточной Европы». Это еще один повод для посетителей Эрмитажа насладиться совершенным скифским золотом, инкрустированными железом бронзовыми пряжками и наконечниками культовых жезлов с динамичными сценами боевых действий кобанской культуры, а также каменными зернотерками, костяными гарпунами и железными кинжалами лесных людей.

Во вступлении к каталогу директора музеев — участников выставки отмечают, что человечество и сейчас продолжает жить в эпоху железа, а значит, необходимо продолжать исследовать ее истоки, а также придумывать новые совместные проекты. Ближайший уже анонсирован — «Античная вазопись».

Государственный Эрмитаж
Железный век. Европа без границ. Первое тысячелетие до н.э.
10 ноября – 28 февраля 2021

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+