18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей авангарда под открытым небом

В 1920-х годах в районе Шуховской башни вырос «город-сад» с характерной конструктивистской застройкой.

Вопрос о судьбе знаме нитого инженерного творения русского новатора Владимира Шухова стоит очень остро. Седьмого марта Министерство связи, в хозяйственном подчинении которого находится знаменитая Шуховская башня, заявило о своем намерении демонтировать памятник и подыскать для него новое место. Обеспокоенное судьбой архитектурной доминанты общественное объединение «Инициативная группа «Шаболовка», куда входят историки архитектуры, краеведы, журналисты, в рамках формирования «культурного кластера» вокруг Шуховской башни выпустило путеводитель по Донскому и Даниловскому районам — уникальному средоточию памятников авангарда.

Согласно градостроительным концепциям эпохи нэпа в окрестностях Шуховской башни (она же радиостанция Коминтерна, 1919–1922) вырос своего рода «город-сад» с яркими образцами конструктивистской застройки. В предлагаемый изданием туристический маршрут включено 24 жилых и общественных объекта — от роддома, школы, общежития до крематория, вместе символизирующих идеальную модель новой советской жизни от рождения до смерти. До 1960 года башня оставалась самым высоким (150 м) сооружением Москвы, видным со всех точек. Вокруг нее выросли экспериментальные дома и рабочие кварталы. В 1928–1930 годах бригадой АСНОВА (Ассоциации новых архитекторов) под руководством Николая Ладовского и Николая Травина был построен Хавско-Шаболовский жилой массив.

В то же время Георгий Вольфензон и Самуил Айзинкович проектируют здесь первый дом-коммуну, центральная композиция которого соотносилась с вертикалью Шуховской башни, просматривающейся по главной оси здания. «Кузница нового быта» состояла из 5–6-этажных корпусов, в квартирах отсутствовали кухни, плоские крыши предусматривали солярии, в озелененном дворе-курдонере устроили спортплощадку с беговой дорожкой. В то же время башня Шухова послужила высотным ориентиром и кварталу жилых домов «Дровяная площадь» (проект 1930–1936 годов, архитекторы Юрий Мушинский, Иван Николаев и др.), образованному поворотом улиц Хавской, Мытной и Шухова. Еще одна, пожалуй самая известная, коммуна — это общежитие студентов Текстильного института (1919–1930) архитектора Ивана Николаева. Среди примечательных объектов, вошедших в путеводитель, — школа-гигант на Хавской, задуманная в 1934 году конструктивистом Анатолием Антоновым с башней-обсерваторией, «детсад-самолет» в виде буквы «Т» на той же улице, здание универмага «Даниловский» (1929–1936) Александра Болдырева и Георгия Олтаржевского и многие другие памятники.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+