18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Зачем известные картины крадут раз за разом

Хотя продать краденые картины крайне трудно даже на черном рынке, некоторые произведения похищают снова и снова. Воры делают это отнюдь не ради дальнейшей продажи, но, скорее, для того, чтобы заработать репутацию в криминальных кругах

Когда одни и те же вещи похищают несколько раз, дело зачастую связано с желанием заработать репутацию в криминальных кругах или использовать их как козырь, торгуясь о сокращении тюремного срока. Так, картину Франса Халса «Два смеющихся мальчика с кружкой пива» (около 1626), стоимость которой оценивается экспертами в $15 млн, похищали уже трижды за три последних десятилетия. В последний раз полотно из Музея хофье ван Арден в городе Лердам в восточной части Нидерландов украли в конце августа. Ранее произведение из этого частного музея похищали в 1988 и 2011 годах. Любопытно, что оба предыдущих раза вместе с ним крали одну и ту же картину XVII века — «Лесной пейзаж с цветущей бузиной» Якоба ван Рейсдала.

Эксперты пока не уверены, была ли работа Халса «украдена по заказу», но это отнюдь не первый случай, когда произведение искусства раз за разом оказывается под ударом. В числе других примеров — Гентский алтарь, становившийся жертвой преступлений целых 13 раз, от нападения кальвинистов до захвата наполеоновской, а позднее нацистской армиями. Дважды похищали «Крик» Эдварда Мунка в Осло. Что интересно, еще одну картину Якоба ван Рейсдала, «Кукурузное поле», крали трижды, в период с 1974 по 2002 год.

«Мне часто приходится доказывать несостоятельность представлений о некоем коллекционере-злодее вроде Доктора Но», — говорит Крис Маринелло, главный исполнительный директор и основатель Art Recovery International, компании по розыску произведений искусства. Он добавляет, что «после похищения настолько важных произведений становится широко известно о том, что их стоимость исчисляется миллионами и что они застрахованы». Учитывая, что эти обстоятельства резко повышают шансы полиции обнаружить похищенные ценности и сужают круг потенциальных покупателей, зачем же испытывать удачу?

Одна из главных причин связана с престижем в криминальных кругах: кража знаменитой картины может создать вору хорошую репутацию и привлечь новые заказы. Также ценное произведение искусства может использоваться в качестве залога в сделках или для провоза активов через границу. Не будучи специалистами, сотрудники пограничных служб конфискуют картину с меньшей вероятностью, чем наличные на миллионные суммы или какие-то другие, более знакомые им активы.

Кроме того, судя по всему, первоклассные произведения искусства приобретают привлекательность в глазах правонарушителей в ожидании того, что власти рано или поздно доберутся до них. «Я все чаще наблюдаю, что похищенные работы используют как свое­образный козырь, помогающий торговаться о снижении тюремного срока, — говорит Роберт Рид из страховой компании Hiscox. — На это явление обратили внимание около десяти лет назад, но, по мере того как подход к вынесению приговоров становится все более гибким, преступники, по-видимому, все чаще рассматривают эту возможность. В таких случаях, чем больше шума и известнее произведение, тем лучше».

Заметные слабые места в системе безопасности музея или памятника архитектуры, где хранится шедевр, также могут сыграть свою роль. И хотя некоторые организации после краж все-таки начинают активно вкладывать средства в охрану, практика показывает, что ресурсы в этой сфере весьма скудны. «Многие музеи не напирают на защитные меры после кражи в надежде на то, что, как говорится, молния не бьет в одно место дважды, — поясняет Маринелло. — Это, очевидным образом, не так, и им нужно учиться на опыте повторных краж». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+