18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Улики, лежащие на поверхности

№86
Материал из газеты

Искусствовед-беллетрист и по совместительству автор детективных романов Росс Кинг подходит к описанию фресок Микеланджело Буонарроти в Сикстинской капелле как к расследованию

У этого автора на русском вышло два сборника детективов и три искусствоведческие книжки. The Art Newspaper Russia уже рецензировала «Чарующее безумие» (2018), посвященное Клоду Моне и его кувшинкам. В центре там — широкоформатные панно, подаренные художником французскому правительству и ныне украшающие овальные залы Музея Оранжери. Незадолго до того, в 2016-м, вышла книга о «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. Теперь пришла пора рассказать о самом монументальном проекте Микеланджело — четырехгодичной росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы в Ватикане, но только их: «Страшный суд», украшающий алтарную стену того же помещения, упомянут лишь мельком в эпилоге.

Итак, в работу Кинг берет творения, считающиеся самыми глобальными в биографии важнейших художников Европы, дабы использовать их как ворота для вхождения в тему, в том числе для подробного описания эпохи, в которую творили Леонардо с Микеланджело или же Моне. В свою очередь, это означает, что личные впечатления автора сводятся к минимуму, хотя в списке благодарностей и указаны гиды, сопровождавшие его к объектам пристального и долговременного интереса.

Успех подобных книг (их много, хотя всесторонне грамотный и качественный нон-фикшен все еще представляет для нас важную методологическую проблему) зависит от количества прочитанных и проштудированных первоисточников и монографий. А также от того, насколько прочно и бесшовно автору удается перемешать в своем тексте разнородные сведения, почерпнутые из различных сфер научного знания.

Для того чтобы свести интерес к личной жизни художника к минимуму (Росс считает его асексуалом), самое большое место в книге «Микеланджело и Сикстинская капелла» отдано взаимоотношениям с папой Юлием и соперничеству с современниками. Сначала, во Флоренции, с Леонардо. Затем, после переезда в Рим, с Рафаэлем, творившим по соседству. Но еще и со всем ареопагом великих итальянских мастеров от Гирландайо до Боттичелли, занимавшихся росписями капеллы до него.

Также Кинг показывает, что постепенное продвижение кисти художника от входа к противоположной стене способствовало изменению композиции центральных фресок, выработке их окончательного канона. Дойдя до половины росписи и убрав мостки, Микеланджело понял, что снизу многофигурные композиции (так ловко получающиеся у конкурирующего Рафаэля в той же «Афинской школе») воспринимаются хуже отдельных «крупных планов». Именно они, связанные с сюжетами сотворения мира и человека, выглядят особенно мощно и эффектно. Там, где Рафаэль берет массовкой, Микеланджело выигрывает прорисовкой отдельных фигур. И монументальность их закономерно нарастает с востока на запад.

Проработка отдельных направлений «искусствоведческого знания» дает автору возможность разоблачить пару важных мифов, приклеившихся к этой беспрецедентной работе. Оказывается, Микеланджело трудился не один, якобы разогнав под конец проекта подмастерьев. Воплощение подобной громады невозможно без сторонней помощи чисто физически. А еще работал он не лежа на мостках, но отклонившись назад под углом в 45 градусов.

После книги о фреске Леонардо Кингу было важно еще раз использовать знания о технологиях живописи Ренессанса (особенности обсуждения заказов, составы красок и пигментов) и разных способах изготовления фресок, которые могут писаться по мокрой известке или же поверх сухого покрытия. Опыт писателя-детективщика позволил Кингу утрамбовать сложные и разрозненные сведения в увлекательное повествование с «клиффхэнгерами» (сюжетными крючочками конца глав) и поступательным развитием интриги. Превращая создание шедевров в преступление с уликами, созерцание которых веками доступно каждому. 

Материалы по теме:
Цветы запоздалые
Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+