Более трех с половиной десятилетий прошло с тех пор, как Джан Марш написала обзор знаменитой выставки «Прерафаэлиты», состоявшейся в 1984 году в лондонской Галерее Тейт. Среди 29 представленных там художников была лишь одна женщина, хотя главной темой выставки являлись как раз женские портреты. Компенсируя дисбаланс, в последующие годы Марш сделала гораздо больше других в этом направлении: она написала книгу «Сестринство прерафаэлитов» (1985), рассказав в ней о реальной жизни моделей, изображенных на тех портретах; в сотрудничестве с Памелой Герриш Нанн организовала ряд знаковых выставок; опубликовала основательные биографии Данте Габриэля Россетти (1828–1882) и его сестры Кристины Россетти (1830–1894). Новейшая книга Марш «Сестры-прерафаэлиты», приуроченная к недавней выставке в лондонской Национальной портретной галерее, куратором которой она выступала, еще больше укрепила ее репутацию защитницы женских прав применительно к искусству викторианской Англии.
Эта книга содержит жизнеописания 12 женщин: как известных фигур — той же Кристины Россетти, Элизабет Сиддал, Джейн Моррис, так и менее прославленных — Джоанны Бойс Уэллс, Фанни Итон. Рассказы Марш насыщены новой информацией, а затасканные моменты некоторых биографий смягчены. Взять, к примеру, ее четкий и краткий вывод в отношении эпизода, из которого обычно делают сенсацию, — романа Россетти и Сиддал: «Через шесть лет, и даже, как ни прискорбно, еще позже, они возвратились в Гастингс, чтобы заключить брак».
Но важнее, что она переосмыслила саму деятельность тех женщин. Так, Эффи Грей Миллес продвигала карьеру мужа, Энни Миллер стремилась к повышению собственного социального статуса, Фанни Итон работала в качестве «этнической» модели. Марш привлекла впечатляющий объем материалов — от собраний писем и мемуаров до исследования родословных, при этом тщательно отделяя документы от собственных гипотез. В результате перед нами предстает увлекательная картина жизни женщин викторианской эпохи и их взаимоотношений.
Подобный, синтетический и объемный, взгляд на женщин, их круг и время присутствует в этом издании и в очерках других авторов. Питер Фаннелл рассматривает «Братство прерафаэлитов» как некий тип художественного кружка — мужского по своей природе, у которого были сторонники в Британии и на континенте. Шарлотта Гир представляет обзор повседневной жизни женщин. А в статье самой Марш мы найдем не окрашенное привычной мелодрамой описание того, какой в действительности была жизнь натурщицы в середине XIX столетия. Задуманная как каталог к выставке, книга интересна сама по себе. Кстати, давнее «Сестринство прерафаэлитов» сейчас переиздано с послесловием, где подробно описана изыскательская деятельность Марш и других авторов в прошедшие с тех пор годы.
Заодно следует отметить книгу «За пределами братства: наследие прерафаэлитов». Энн Андерсон в альянсе со своими авторами творчески подошла к рассмотрению непреходящего влияния эстетики и образности прерафаэлитов на дальнейшие художественные поиски — от поколения, жившего между двумя мировыми войнами, до движения руралистов — поборников сельского уклада жизни — в 1970-е и вплоть до полетов современной фантазии, например, в телесериале «Игра престолов». Нетрудно увидеть, в частности, что роль женщин во всех этих процессах неуклонно возрастала.