18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Шереметевском дворце показывают проект о Дягилеве и его круге

№86
Материал из газеты

Выставка задумана как часть XI Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.», посвященного наследию Ballets Russes. Экспозиция рассказывает о людях, которые были вовлечены выдающимся русским импресарио в круговорот его бурной деятельности

Идея показать Сергея Дягилева, человека феноменальной контактности, через портреты его современников, людей его круга лежит на поверхности. Он первооткрыватель. Первый русский куратор художественных выставок, показавший старые иконы, фамильные портреты дворян XVIII века из захиревших усадеб, современных скандинавских и русских художников. Первый русский балетный продюсер, пригласивший композиторов Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского, художников Джорджо Де Кирико, Михаила Ларионова, Пабло Пикассо. Великий импресарио, сделавший «Русские сезоны» синонимом балета. 

Задача Натальи Метелицы, куратора выставки «В круге Дягилевом. Пересечение судеб», директора Музея театрального и музыкального искусства, бессменного руководителя и мотора фестиваля, состояла в том, чтобы в стиле самого Дягилева собрать не только портреты хорошо известные, сразу погружающие в эпоху, но и незнакомые широкой публике. Привлечь не только большие столичные музеи, но и регионы, а также западные собрания, в том числе частные. Подключить спонсоров, главным стал Банк ВТБ.

В итоге пересеклись судьбы двух десятков российских институций, в том числе большой четверки — ГМИИ им. Пушкина, ГРМ, ГТГ, Эрмитажа. А также Отдела наследия Chanel, Музея Тиссен-Борнемиса, Национальной галереи современного искусства Турина, Художественного музея Руана, Центра Помпиду, частных галерей и коллекционеров из Бельгии, Италии, России, Франции. Не говоря уже про собственные фонды Театрального музея. Показано более 120 портретов, включая весь русский художественный иконостас: Константина Коровина, Валентина Серова, Константина Сомова, Илью Репина.

«В круге Дягилевом» состоит из 12 сюжетов, в хронологическом порядке представляющих окружение главного героя в разные периоды его бурной жизни. Начиная с приезда 18-летнего Сергея Дягилева в Петербург в 1890 году и заканчивая смертью в Венеции в 1929-м. Куратор не боится использовать просветительский прием. Многие ли знают биографию Дягилева во всех важных подробностях? У него было много ссор и расставаний: Александр Бенуа, Мария Тенишева, позднее Вацлав Нижинский, Михаил Фокин. Только друг юности Валентин Нувель, а позже светская патронесса Мися Серт будут верны Дягилеву до конца его дней. Нувель представлен работой из Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Серт — метровым живописным полотном кисти Пьера Боннара из мадридского Музея Тиссена-Борнемисы.

Рядом со знакомыми многим автопортретами Бакста и Сомова показан портрет Александра Бенуа кисти того же Бакста из частного собрания. Пушкинский Дом предоставил портрет Антона Чехова, созданный художником Николаем Кравченко. В 1904 году Дягилев предложил писателю возглавить журнал «Мир искусства», тот отказался.

Центр Помпиду показывает рисунки Жана Кокто, который был автором либретто балета «Голубой экспресс». На одном — писатель Марсель Пруст, на другом — Дягилев и Нижинский. Из частной флорентийской коллекции происходит портрет Гарри Кесслера кисти Эдварда Мунка. С ним Дягилев вел переговоры о постановке балета на музыку Курта Вайля. Замысел не был осуществлен. Из частной коллекции на выставку прибыл автопортрет Де Кирико.

Две фотографии, сделанные двумя звездными соратниками, заслуживают особого внимания. Беренис Эбботт увековечила Габриель (Коко) Шанель — автора костюмов к «Голубому экспрессу». Ман Рэй сфотографировал Жоана Миро, который вместе с Максом Эрнстом работал над декорациями к балету «Ромео и Джульетта» на музыку Константа Ламберта в сезоне 1926 года. В финале Ромео, одетый пилотом, уносил возлюбленную в небо на аэроплане. 

Шереметевский дворец
В круге Дягилевом. Пересечение судеб
До 12 февраля 2021

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+