18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Шереметевском дворце показывают проект о Дягилеве и его круге

№86
Материал из газеты

Выставка задумана как часть XI Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.», посвященного наследию Ballets Russes. Экспозиция рассказывает о людях, которые были вовлечены выдающимся русским импресарио в круговорот его бурной деятельности

Идея показать Сергея Дягилева, человека феноменальной контактности, через портреты его современников, людей его круга лежит на поверхности. Он первооткрыватель. Первый русский куратор художественных выставок, показавший старые иконы, фамильные портреты дворян XVIII века из захиревших усадеб, современных скандинавских и русских художников. Первый русский балетный продюсер, пригласивший композиторов Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского, художников Джорджо Де Кирико, Михаила Ларионова, Пабло Пикассо. Великий импресарио, сделавший «Русские сезоны» синонимом балета. 

Задача Натальи Метелицы, куратора выставки «В круге Дягилевом. Пересечение судеб», директора Музея театрального и музыкального искусства, бессменного руководителя и мотора фестиваля, состояла в том, чтобы в стиле самого Дягилева собрать не только портреты хорошо известные, сразу погружающие в эпоху, но и незнакомые широкой публике. Привлечь не только большие столичные музеи, но и регионы, а также западные собрания, в том числе частные. Подключить спонсоров, главным стал Банк ВТБ.

В итоге пересеклись судьбы двух десятков российских институций, в том числе большой четверки — ГМИИ им. Пушкина, ГРМ, ГТГ, Эрмитажа. А также Отдела наследия Chanel, Музея Тиссен-Борнемиса, Национальной галереи современного искусства Турина, Художественного музея Руана, Центра Помпиду, частных галерей и коллекционеров из Бельгии, Италии, России, Франции. Не говоря уже про собственные фонды Театрального музея. Показано более 120 портретов, включая весь русский художественный иконостас: Константина Коровина, Валентина Серова, Константина Сомова, Илью Репина.

«В круге Дягилевом» состоит из 12 сюжетов, в хронологическом порядке представляющих окружение главного героя в разные периоды его бурной жизни. Начиная с приезда 18-летнего Сергея Дягилева в Петербург в 1890 году и заканчивая смертью в Венеции в 1929-м. Куратор не боится использовать просветительский прием. Многие ли знают биографию Дягилева во всех важных подробностях? У него было много ссор и расставаний: Александр Бенуа, Мария Тенишева, позднее Вацлав Нижинский, Михаил Фокин. Только друг юности Валентин Нувель, а позже светская патронесса Мися Серт будут верны Дягилеву до конца его дней. Нувель представлен работой из Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Серт — метровым живописным полотном кисти Пьера Боннара из мадридского Музея Тиссена-Борнемисы.

Рядом со знакомыми многим автопортретами Бакста и Сомова показан портрет Александра Бенуа кисти того же Бакста из частного собрания. Пушкинский Дом предоставил портрет Антона Чехова, созданный художником Николаем Кравченко. В 1904 году Дягилев предложил писателю возглавить журнал «Мир искусства», тот отказался.

Центр Помпиду показывает рисунки Жана Кокто, который был автором либретто балета «Голубой экспресс». На одном — писатель Марсель Пруст, на другом — Дягилев и Нижинский. Из частной флорентийской коллекции происходит портрет Гарри Кесслера кисти Эдварда Мунка. С ним Дягилев вел переговоры о постановке балета на музыку Курта Вайля. Замысел не был осуществлен. Из частной коллекции на выставку прибыл автопортрет Де Кирико.

Две фотографии, сделанные двумя звездными соратниками, заслуживают особого внимания. Беренис Эбботт увековечила Габриель (Коко) Шанель — автора костюмов к «Голубому экспрессу». Ман Рэй сфотографировал Жоана Миро, который вместе с Максом Эрнстом работал над декорациями к балету «Ромео и Джульетта» на музыку Константа Ламберта в сезоне 1926 года. В финале Ромео, одетый пилотом, уносил возлюбленную в небо на аэроплане. 

Шереметевский дворец
В круге Дягилевом. Пересечение судеб
До 12 февраля 2021

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+