18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Их выставлял Овчаренко

Владимир Овчаренко открыл выставку, посвященную 30-летию своей галереи, первую в юбилейном цикле

Нынешний год для юбилейных торжеств непригоден. Не будь карантинного запрета, Владимир Овчаренко устроил бы к 30-летию своей галереи какое-то суперсобытие, поскольку повод позволяет. Но галерея сделала небольшую — на один зал — выставку-памятку о паре десятков из 350 прошедших в ней выставок. Называется она длинно: «Искусство из первых рук. Взгляд коллекционера: сверху вниз». «Искусство из первых рук» — так называлась прошедшая в «Риджине» в 1992 году выставка, где картины из собрания Овчаренко держали на руках солдаты внутренних войск, стоявшие за перегородками. Это была вызывающая, шокировавшая публику затея тогдашнего экспозиционера и художника галереи Олега Кулика. Нынешнюю юбилейную выставку делал давно сменивший его на этом поприще Сергей Братков, тоже художник галереи.

При входе на выставку экспонатов не видно, перед глазами только белый подиум, в конце которого стоит кресло — прямо трон. Хозяин галереи может восседать на нем победителем, созерцая, как павших ниц побежденных, лежащие на полу картины и инсталляции, выставлявшиеся в «Риджине», она же последние два года галерея Ovcharenko. Здесь можно увидеть фотографию скачущего на коне по Красной площади голого Кулика, объект Александра Бродского с чайными пакетиками, картинку с кляксой и витиеватой надписью Павла Пепперштейна и что-то еще знакомое, но с ходу неопознаваемое, а подписей под работами нет.

Над ними знаменами спускаются с потолка афиши прошедших в галерее выставок. Одни напоминают о дерзких 1990-х: «Машина в лесу» Франциско Инфанте (1991), «День знаний» движения Э.Т.И. и Константина Звездочетова (1991), «Последняя демонстрация» Семена Файбисовича (1992). Другие заставляют вспомнить о благополучных для отечественного современного искусства нулевых: «Дискотека» Сергея Зарвы (2005), /SUB Влада Кулькова (2008). «Неслучайность» Виктора Алимпиева (2010) и «Киоск между двумя знаниями» Стаса Волязловского (2011) открыли десятые, тоже, в общем, спокойные арт-годы. Две афиши из этой случайной, кажется, подборки — выставок «Русское» Кулика и «Детки» Сергея Браткова, прошедших соответственно в 1999-м и 2000-м, — вызывают досадливый вздох. По этическим и эстетическим нормам нашего времени сегодня их было бы показывать невозможно.

Тридцать лет — очень большой срок, изменилось все: мир, страна, искусство, галерея. Меньше всего Овчаренко. С его энергией, чутьем на новое, предприимчивостью и стремлением развиваться он мог бы превратить свою галерею в мощную институцию с несколькими филиалами, многочисленным штатом сотрудников, выставками, занимающими огромные пространства. Все это, впрочем, было. И филиал галереи в Лондоне, и выставки на больших площадках, и участие в крупнейших международных арт-ярмарках. И это только галерейные выступления, еще у Овчаренко было немало свершений в других качествах — например, как устроителя ярмарки современного искусства в Москве. Но что-то было и прошло, а галерея осталась. Есть еще аукцион Vladey, но он существует не так долго.

Двигаться вперед, развиваться «Риджине»/Ovcharenko мешали только внешние обстоятельства. Она пережила дефолт, смену мест жительства, изменение направления в современном искусстве в сторону повышения социальной ответственности, а это направление Овчаренко, похоже, не вдохновляет. Многие сотрудничавшие с ней художники ушли выставляться на другие площадки, кто-то ушел из жизни. А теперь вот пандемия испортила задуманный праздник.

Но галерея не сдается. Несмотря на тотальный карантин в московских музеях, на выставку можно прийти по предварительной записи.

За ней последуют другие, тоже юбилейные. 19 января в Ovcharenko планируют представить проект Ивана Чуйкова «И прекрасный вид из окна» в память о нем.

Еще Овчаренко обещает активизировать деятельность в интернете. Честно говоря, ему давно пора превратить сайт Ovcharenko из сугубо информационного в пространство современного искусства, в виртуальную галерею.


Ovcharenko
«Искусство из первых рук. Взгляд коллекционера: сверху вниз»
До 15 января 2021

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+