Нынешний год для юбилейных торжеств непригоден. Не будь карантинного запрета, Владимир Овчаренко устроил бы к 30-летию своей галереи какое-то суперсобытие, поскольку повод позволяет. Но галерея сделала небольшую — на один зал — выставку-памятку о паре десятков из 350 прошедших в ней выставок. Называется она длинно: «Искусство из первых рук. Взгляд коллекционера: сверху вниз». «Искусство из первых рук» — так называлась прошедшая в «Риджине» в 1992 году выставка, где картины из собрания Овчаренко держали на руках солдаты внутренних войск, стоявшие за перегородками. Это была вызывающая, шокировавшая публику затея тогдашнего экспозиционера и художника галереи Олега Кулика. Нынешнюю юбилейную выставку делал давно сменивший его на этом поприще Сергей Братков, тоже художник галереи.
При входе на выставку экспонатов не видно, перед глазами только белый подиум, в конце которого стоит кресло — прямо трон. Хозяин галереи может восседать на нем победителем, созерцая, как павших ниц побежденных, лежащие на полу картины и инсталляции, выставлявшиеся в «Риджине», она же последние два года галерея Ovcharenko. Здесь можно увидеть фотографию скачущего на коне по Красной площади голого Кулика, объект Александра Бродского с чайными пакетиками, картинку с кляксой и витиеватой надписью Павла Пепперштейна и что-то еще знакомое, но с ходу неопознаваемое, а подписей под работами нет.
Над ними знаменами спускаются с потолка афиши прошедших в галерее выставок. Одни напоминают о дерзких 1990-х: «Машина в лесу» Франциско Инфанте (1991), «День знаний» движения Э.Т.И. и Константина Звездочетова (1991), «Последняя демонстрация» Семена Файбисовича (1992). Другие заставляют вспомнить о благополучных для отечественного современного искусства нулевых: «Дискотека» Сергея Зарвы (2005), /SUB Влада Кулькова (2008). «Неслучайность» Виктора Алимпиева (2010) и «Киоск между двумя знаниями» Стаса Волязловского (2011) открыли десятые, тоже, в общем, спокойные арт-годы. Две афиши из этой случайной, кажется, подборки — выставок «Русское» Кулика и «Детки» Сергея Браткова, прошедших соответственно в 1999-м и 2000-м, — вызывают досадливый вздох. По этическим и эстетическим нормам нашего времени сегодня их было бы показывать невозможно.
Тридцать лет — очень большой срок, изменилось все: мир, страна, искусство, галерея. Меньше всего Овчаренко. С его энергией, чутьем на новое, предприимчивостью и стремлением развиваться он мог бы превратить свою галерею в мощную институцию с несколькими филиалами, многочисленным штатом сотрудников, выставками, занимающими огромные пространства. Все это, впрочем, было. И филиал галереи в Лондоне, и выставки на больших площадках, и участие в крупнейших международных арт-ярмарках. И это только галерейные выступления, еще у Овчаренко было немало свершений в других качествах — например, как устроителя ярмарки современного искусства в Москве. Но что-то было и прошло, а галерея осталась. Есть еще аукцион Vladey, но он существует не так долго.
Двигаться вперед, развиваться «Риджине»/Ovcharenko мешали только внешние обстоятельства. Она пережила дефолт, смену мест жительства, изменение направления в современном искусстве в сторону повышения социальной ответственности, а это направление Овчаренко, похоже, не вдохновляет. Многие сотрудничавшие с ней художники ушли выставляться на другие площадки, кто-то ушел из жизни. А теперь вот пандемия испортила задуманный праздник.
Но галерея не сдается. Несмотря на тотальный карантин в московских музеях, на выставку можно прийти по предварительной записи.
За ней последуют другие, тоже юбилейные. 19 января в Ovcharenko планируют представить проект Ивана Чуйкова «И прекрасный вид из окна» в память о нем.
Еще Овчаренко обещает активизировать деятельность в интернете. Честно говоря, ему давно пора превратить сайт Ovcharenko из сугубо информационного в пространство современного искусства, в виртуальную галерею.
Ovcharenko
«Искусство из первых рук. Взгляд коллекционера: сверху вниз»
До 15 января 2021