18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

ЮНЕСКО провинилось перед Метрополитен-музеем

Экспонаты музея с легальным провенансом были ошибочно использованы в рекламной кампании против контрабанды произведений искусства

ЮНЕСКО удалило несколько изображений из своей рекламной кампании против незаконного оборота похищенных артефактов после появления жалоб на ошибочное указание провенанса нескольких произведений искусства. В числе использованных в кампании объектов оказались три вещи из коллекции нью-йоркского Метрополитен-музея. Вопреки представленной в рекламе информации они вовсе не были похищены в последние годы.

Кампания под названием «Реальная цена искусства» изначально представляла собой серию из пяти постеров, изображающих древние артефакты в современных респектабельных интерьерах. В рекламе ничего не говорилось ни о Метрополитен-музее, ни о нынешнем местонахождении этих произведений искусства.

«Используя язык мира искусства и дизайна, кампания „Реальная цена искусства“, разработанная совместно с рекламным агентством DDB Paris, рассказывает мрачную правду о некоторых произведениях, — говорится на сайте ЮНЕСКО. — Это серия постеров, представляющих объекты в интерьерах покупателей и с комментариями, в которых раскрывается обратная сторона этих элементов декора: терроризм, нелегальные раскопки, расхищение разрушенных войной музеев, уничтожение памяти целых народов».

Кампания приурочена к 50-летнему юбилею принятия Конвенции ЮНЕСКО 1970 года против нелегального оборота культурных ценностей. А с 16 по 18 ноября прошла международная конференция на тему нелегальной торговли.

Представитель Метрополитен-музея рассказал: «Как только нам стало известно об этом, мы незамедлительно обратились к ЮНЕСКО с просьбой снять изображения объектов из коллекции Метрополитен».

Музей выкладывает в свободный доступ качественные изображения многих объектов из своего собрания, являющиеся общественным достоянием. Остается неясным, почему либо в ЮНЕСКО, либо в рекламном агентстве DDB решили использовать именно эти фотографии, но при поиске на сайте Метрополитен-музея объектов подобного типа — например, по запросу «голова Будды» или «погребальный рельеф» — они оказываются в числе первых результатов.

Международная федерация торговцев искусством и древностями CINOA также выступила против использования этих изображений. «Данная кампания намеренно вводит публику в заблуждение, создавая ошибочное впечатление о провенансе произведений искусства и подрывая репутацию коллекционеров и торговцев искусством», — написал президент CINOA Клинтон Р. Хоуэлл в письме, адресованном генеральному директору ЮНЕСКО Одри Азулай.

На своем сайте ЮНЕСКО пишет, что «сожалеет об использовании изображений Метрополитен-музея, которое привело к недоразумению».

«В первоначальной версии кампании ЮНЕСКО „Реальная цена искусства“ на некоторых из плакатов были изображены объекты из базы данных Метрополитен-музея, являющиеся общественным достоянием, — говорится в пояснительной заметке. — Замысел ЮНЕСКО заключался в том, чтобы обратить внимание широкой общественности на проблему, изобразив в роскошных домашних интерьерах объекты, обладающие высокой культурной ценностью, которые должны находиться в музеях. У ЮНЕСКО не было намерения ставить под сомнение провенанс объектов из коллекции Метрополитен.

<…>

После переговоров с Метрополитен-музеем, который является важным партнером ЮНЕСКО, организация приняла решение изъять все изображения объектов из коллекции Метрополитен, чтобы избежать недоразумений. На данный момент из печати вышли только три журнала с этой рекламой. В цифровые версии изданий внесли изменения».

В первоначальных версиях рекламы был указан неверный провенанс объектов из собрания Метрополитен-музея, согласно которому они якобы были незаконно вывезены за границу в недавнем прошлом. К примеру, голову Будды из Афганистана, датируемую V–VI веком, сопровождает следующее описание: «Этот древний объект входил в коллекцию Музея Кабула, значительная часть собрания которого была уничтожена Талибаном в 2001 году. После того как в том же году группировка потеряла власть, местные дилеры выкрали бесценный артефакт и незаконно переправили его на американский рынок». Заголовок над текстом гласит: «Терроризм — такой отличный куратор».

Как демонстрирует документация на сайте Метрополитен-музея, в действительности голова Будды находится в его собрании с 1930 года. Она, вне всяких сомнений, была приобретена задолго до принятия конвенции ЮНЕСКО 1970 года, запрещающей торговлю незаконно вывезенными произведениями искусства.

Другая легенда была написана для надгробия из Пальмиры, датируемого первыми веками нашей эры, якобы похищенного боевиками запрещенной на территории РФ террористической организации «Исламское государство», а на деле приобретенной нью-йоркским музеем еще в 1901 году. Еще один экспонат, маска луны из Кот-д'Ивуара конца XIX века будто бы незаконно вывезена из Абиджана во время вооруженного конфликта, вспыхнувшего после кризиса избирательной системы 2010–2011 годов. Хотя на самом деле, как написано на сайте Метрополитен-музея, в 1954 году ее приобрел один американский коллекционер, затем в 2003 году другой, а в 2015 году она вошла в музейное собрание.

Для оставшихся двух постеров из оригинальной кампании были использованы стоковое изображение перуанского сосуда доколумбовой эпохи, взятое из базы Alamy, и створка Гентского алтаря XV века кисти Хуберта и Яна ван Эйков, похищенная в Бельгии в 1934 году.

В ответ на просьбу о комментарии представитель ЮНЕСКО Матье Гевель рассказал в электронном письме, что Метрополитен-музей обратился к организации две недели назад, после чего «мы решили на всякий случай убрать другие изображения и заменить их, чтобы избежать недоразумений в связи с нашей рекламной кампанией».

«Мы хотели подчеркнуть, что за незаконным оборотом культурных ценностей стоят такие острые проблемы, как финансирование терроризма, ослабление обществ и т. д., — добавляет он. — Мы стремились не столько рассказать о конкретных объектах, сколько обратить внимание на особенно уязвимые для разграбления категории объектов. Идея заключалась в том, что как бы симпатично эти объекты ни смотрелись в частных интерьерах, они могут иметь огромное значение для целых народов, и, если они происходят из непроверенных источников, не исключено, что в действительности они связаны с мрачными эпизодами».

В ответ на вопрос о том, кто принял решение взять изображения с сайта Метрополитен-музея — сотрудники ЮНЕСКО или работники рекламного агентства DDB, — Гевель написал: «Все устроено сложнее. Рекламная кампания — это всегда совместная работа клиента и агентства, между ними происходит постоянный обмен как текстами, так и изображениями. Конечно, в ходе работы могут возникать ошибки или упрощения, ведь это рекламная кампания, а не университетская докторская диссертация».

Тем временем ЮНЕСКО, отмечающее 50-летие конвенции, критикуется арт-дилерами и независимыми исследователями. Они ставят под сомнение $10-миллиардную оценку объемов незаконной торговли культурными ценностями. Они утверждают, что эти цифры сильно завышены и не основаны на заслуживающих доверия статистических данных.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+