18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Международное сообщество призывает к защите армянских церквей в Карабахе

Переход под азербайджанскую юрисдикцию территорий с армянскими святынями может поставить их под угрозу

Представители международного сообщества всерьез обеспокоены судьбой христианских памятников культурного наследия, которые, в соответствии с трехсторонним заявлением по Нагорному Карабаху, передаются Азербайджанской Республике.

Эксперты обращают внимание на то, что на территориях, полученных Азербайджаном, расположены десятки памятников как христианской, так и античной культуры. Помимо монастыря Дадиванк, это и античное городище Тигранакерт, и церковь Ванкасар близ него (Агдамский район), и монастырь Цицернаванк (Лачинский район), и перешедшие под контроль азербайджанской стороны в результате военных действий руины церкви Охты Дрни в Мохренисе (Гадрутский район), церковь монастыря Гтчаванк (Гадрутский район), монастырь Амарас (Ходжавендский/Мартунинский район), церковь Казанчецоц (Шуша/Шуши) и другие. Особенную обеспокоенность вызывает судьба фресок с армянскими надписями и крестов-хачкаров.

Президент России Владимир Путин подчеркнул важность обеспечения сохранности и нормальной церковной жизнедеятельности этих святынь и получил заверения президента Азербайджана Ильхама Алиева, что «именно в таком ключе будет действовать азербайджанская сторона». Знаменитый карабахский монастырь Дадиванк 15 ноября был взят под охрану российскими миротворцами. Однако, как долго российские войска будут оставаться на этой территории, неизвестно, район должен быть передан Азербайджану к декабрю.

Открытое письмо к президенту РФ составило общественное движение «Архнадзор». В нем эксперты в сфере наследия, кавказоведы и градозащитники просят по возможности распространить миротворческий мандат на те христианские памятники, которые оказались с внешней стороны линии разграничения противников, как это было сделано в Дадиванке. «Понимаем сложность реализации этого предложения. Однако Россия в 2016–2017 годах уже осуществила эффективную миссию по спасению объектов культурного наследия, оказавшихся в опасности на территории Сирии», — гласит обращение экспертов, в числе которых византинист Алексей Лидов, члены общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов и Рустам Рахматуллин, архитектор Юрий Аввакумов, искусствовед Екатерина Гладышева и многие другие.

Однако проблема, несомненно, требует международного внимания. С открытым письмом о судьбе наследия Нагорного Карабаха в ЮНЕСКО обратились крупные общественные деятели, среди которых художник Максим Атаянц, филантроп Рубен Варданян, певец Борис Гребенщиков, дирижер Теодор Курентзис, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева Елизавета Лихачева, певица Миранда Мирианашвили, кинорежиссер Александр Сокуров, телеведущая Сати Спивакова, архитектор Сергей Чобан. В письме они вспоминают о событиях середины 2000-х годов, когда в Нахичеванской автономной республике были уничтожены несколько сотен средневековых армянских хачкаров (камней-крестов), святынь Джульфинского кладбища, которое еще до разрушения было включено в список культурного наследия ЮНЕСКО (искусство создания хачкаров в 2010 году включили в список нематериального культурного наследия человечества). «Мы просим ЮНЕСКО использовать весь свой авторитет и полномочия для спасения памятников христианского культурного, художественного и архитектурного наследия Нагорного Карабаха», — говорится в письме.

В движение в защиту памятников уже включился Метрополитен-музей, где в 2018 году проходила выставка «Армения!».

«Мы умоляем всех, кто причастен к этому, с уважением относиться к объектам международного культурного наследия, которые на протяжении тысячелетий обогащают наш мир. Утрата объектов культурного наследия является безвозвратной и представляет собой вопиющую кражу у будущих поколений», — говорится в совместном заявлении руководителей Метрополитен-музея — президента и исполнительного директора Дэниела Вайса и директора Макса Холляйна.

Материалы по теме:
Крест животворящий
Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+