18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Не ищейка, а поводырь

№86
Материал из газеты

В «Собачке Воскресной» главными героями стали все-таки не лучшие друзья человека, а лучшие друзья художников — коллекционеры и кураторы, чьи характеристики окрашены личным отношением автора книги

Эта книга Сурии Садековой появилась благодаря Facebook. На протяжении почти четырех лет научный сотрудник Пушкинского музея, куратор выставок и автор многочисленных публикаций об искусстве и арт-рынке выкладывала по воскресеньям фрагменты картин с изображением собак. Издательство «Слово» предложило держательнице аккаунта превратить эти записи с картинками в книгу.

Она получилась нарядная: бархатистая синяя обложка, красивый макет с фейсбучными элементами в оформлении, игривые шрифты. Гламурно, но соответствует содержанию. «Собачка Воскресная. Записки куратора о людях, собаках и тайных страстях мира искусства» — дамская книга. Что не упрек, а определение жанра, эмоционального и ненаукообразного. Да и написана она дамой, ученым, профессионально знающим не только искусство, но и его ценителей, покупателей, а часто и первооткрывателей художников — коллекционеров.

«Может быть, многие историки будут меня критиковать за то, что я сейчас напишу, но эта книга — мои впечатления от увиденного, дневниковые записи и размышления. Она не претендует на то, чтобы быть историческим исследованием». Таких замечаний в тексте несколько, но они напрасны: дневниковый жанр по определению субъективен, а свои впечатления Садекова всегда объясняет, спорных утверждений в книге почти нет. 

Разве что предположение, что красная собачка в «Поклонении волхвов» Бартоло ди Фреди «и есть Христос и Дьявол, Любовь и Ненависть, Война и Свобода». «Для меня она главный герой „Поклонения волхвов“», — признается автор. Хотя перед тем, как написать этот патетический пассаж, она подчеркивает: «Я искала исследования об этой картине, искала в книгах и словарях, описывающих аллегории и смыслы в старой живописи. Напрасно». Что ж, в книгах у многих искусствоведов можно найти более дерзкие предположения, а здесь изумляет, как вообще можно было разглядеть собаку в многофигурной композиции, где одних лошадей с всадниками — целое войско.

Если в главе о красной собачке именно она — главный герой, то в большинстве других домашние животные художников и их моделей — лишь повод рассказать о рынке искусства, истории коллекционирования или о важности кураторской работы. С искренней любовью написан рассказ о кураторе Сюзанн Паже. Только в Музее современного искусства города Парижа она сделала 410 выставок, среди них — «Личные страсти» 1995 года. Гигантская экспозиция была посвящена французским коллекционерам и положила начало выставкам, где главными героями становились не художники, а те, кто их открывал и поддерживал морально и материально.

Среди таких собирателей-первооткрывателей Садекова выделяет Гертруду Стайн, покупавшую картины у молодых Пикассо и Матисса, когда «они уже принадлежали художественному рынку, но не были им руководимы». В этой главе о собаках — живых, а не живописных — говорится больше, чем в любой другой. Белым пуделям Баскету I и Баскету II американская писательница посвятила эссе с размышлением, надо ли после смерти собаки сразу заводить другую, такую же. Пикассо считал, что не надо.

Среди персонажей «Собачки Воскресной» есть и собиратели уже признанных шедевров. Первый среди них — Генри Клей Фрик, чей нью-йоркский музей вместе с парижским Музеем Ниссима де Камондо — самые любимые у автора книги. Они камерные и про «человеческую жизнь», в них о владельцах «можно узнать больше, чем может рассказать любой биограф». Вот что собрание Фрика рассказало о хозяине: «Своей коллекцией он пытался создать историю, создать мир, к которому никогда не принадлежал, но очень хотел бы принадлежать. Этот мотив был основным у многих коллекционеров XIX века с „новыми деньгами“».

Какими бы ни были мотивы у коллекционеров, Садекова воспевает их, потому что без их усилий и страсти не сохранились бы многие шедевры и не были бы созданы музеи. И собачки живописные оказались только стимулом написать книгу о покупателях и хранителях искусства. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+