18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Узнать заново о прежних достижениях

№86
Материал из газеты

ВДНХ выпустила новый гид по всем своим достопримечательностям

Все началось с того, что в 2013 году директор департамента по корпоративным коммуникациям Росбанка Павел Нефедов уволился и уехал в теплые страны писать книгу о ВДНХ, рядом с которой (то есть с выставкой) он вырос. Та книга, как  вспоминает автор, представляла собой собрание занимательных и курьезных рассказов. Год спустя первый в современной истории «Путеводитель по ВДНХ» вышел из печати и имел большой успех. Одновременно исследователь и москвовед Александр Зиновьев издал книгу «Ансамбль ВСХВ: архитектура и строительство», где подробно разобрал, кто проектировал и как строили и перестраивали главную экспоплощадку страны. Друг друга два писателя знали шапочно, труды их синхронизировались  случайно.

2014-й стал переломным и для самой выставки, именовавшейся в тот момент ВВЦ. Ей вернули прежнее имя и нашли нового владельца: 100%-ным акционером ВДНХ стала Москва. Начались грандиозные реставрация и обновление. В результате сегодня мы имеем фантастический по масштабу историко-архитектурный и парковый ансамбль, а вдобавок новый путеводитель по выставке, написанный в соавторстве Нефедовым и Зиновьевым.

Гид выпущен силами коллектива ВДНХ, и не только авторы текстов, но и фотографы, фоторедакторы, дизайнеры и маркетологи внесли в проект свою лепту. Путеводитель имеет две версии: краткую на 56 страниц — для погулять — и полную на 240 — для узнать побольше. Краткая версия выпущена на трех языках: русском, английском и китайском. Посетителям предлагаются три маршрута: «Первое знакомство», «ВДНХ на колесах» (если вы на велосипеде, самокате или скейте) и «Семейный день на ВДНХ» (акцент на спорт, ферму, Карамельную мануфактуру и Театр сказок). 

Полная же версия насыщена таким количеством информации, что больше похожа на небольшую энциклопедию. Здесь не только дана хронология возникновения выставки, перечислены все ее 60 павильонов и их авторы-архитекторы, исторические названия объектов и годы, когда эти имена менялись, но даже помещены QR-коды, по которым можно узнать о времени работы и текущих выставках.

Подробно разобрана вся архитектурная символика зданий, прослежен тайный след авангарда (на ВДНХ работали Эль Лисицкий, Константин Мельников, Владимир Татлин), идентифицированы все девушки на фонтане «Дружба народов» (кто из них какая союзная республика), рассказано о монументальной живописи, витражах, мозаиках, майоликах, скульптурах, цветниках и аттракционах. А 350 фотографий, многие из которых публикуются впервые, привлекут к книге даже тех, кто не читает текстов длиннее инстаграмных.

Авторы не поленились добраться до Ботанического сада и Останкинского дворца, которые сегодня составляют с ВДНХ единое целое. В конце книги дан архитектурный словарик. Вам напомнят, что такое, скажем, антаблемент, тимпан или акротерий, и фотографиями объектов выставки эти знания визуально закрепят.

Нынешний «Путеводитель по ВДНХ» явно не последний: выставка продолжает развиваться. Но этот промежуточный вариант хорош тем, что соединил деньги и возможности большой государственной корпорации с энтузиазмом и подвижничеством независимых исследователей. Будем надеяться, что такая традиция сохранится и в следующих изданиях. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+