Сегодня, когда паркинги для машин стали чем-то в высшей степени функциональным и безликим, обычно спрятанным под землю, трудно представить себе романтический ореол, которым были окружены автомобили и здания для них в первой трети XX века. Машины тогда считались безусловной роскошью. Их собирали вручную, у них была дорогая отделка (кожа, редкие породы дерева), на их капотах красовались серебряные статуэтки, как, например, скульптурка «Дух экстаза» на Rolls-Royce Silver Ghost 1914, на котором ездил Ленин.
Один из кураторов приостановившей свою работу из-за карантина выставки «Дом для машин» Ольга Шурыгина прицельно много лет занимается гаражной темой. В 2019 году в издательстве Gorkyclassic вышла ее книга «Гаражи Петербурга 1900–1910-х годов. История и архитектура». Нынешний проект продолжает начатое в Петербурге исследование, но уже на московском материале и с хронологическим сдвигом на 1920–1930-е годы. Центр гаражного строительства после революции переместился в новую столицу: сюда переехало советское правительство, имевшее потребности и средства для приобретения самого передового на тот момент транспорта.
Лучшие гаражи первых послереволюционных десятилетий спроектированы как храмы: просторные, светлые, с продуманной логикой въезда и выезда, насколько возможно, с безопорно перекрытыми пространствами и большим остеклением фасадов. Фантазию зодчих подстегивало и то, что на гаражи не было ГОСТов. Ведущим архитектором данного направления считался Константин Мельников. Проект рассказывает также о Максиме Минкусе (1905–1963) — авторе, помимо прочего, гаража ЦИК СССР, и о Льве Давидовиче, в будущем докторе технических наук и профессоре, авторе книги «Проектирование гаражей» (1956), который в 1930-е возглавлял гаражный сектор в институте Гипроавтотранс и приложил руку к созданию практически всех гаражей своего времени и разработке стандартов их строительства.
«Дом для машин» рассматривает все возможные повороты выбранного сюжета: проекты гаражей 1900–1930-х годов, автомобили того периода, документы заядлых автолюбителей, например Владимира Маяковского (первого частного владельца авто в СССР), Лили Брик (первой женщины, освоившей вождение), Виктора Шкловского (писатель и киновед так любил все связанное с автомобилем, что даже печатал фельетоны в журнале «За рулем»).
Несмотря на то что выставка сейчас не работает, к ней Еврейский музей и центр толерантности подготовил обширную публичную программу, которая продолжается в онлайн-формате. В скором времени музей обещает запустить онлайн-экскурсии и аудиогид. А пока можно принять участие в игре-конструкторе, которая поможет определить, кто вы — архитектор-авангардист или поэт.