18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Задачи архитекторам теперь ставит коронавирус

№86
Материал из газеты

Эксперты прогнозируют, что в новых условиях музейные залы будут просторнее

Американские художественные институции задумались о том, как лучше принимать посетителей в стремительно меняющемся мире. Пандемия заставила серьезно переосмыслить дизайн музеев будущего.

Из введенного в марте карантина многие музеи выходили очень осторожно, с соблюдением строгих правил социального дистанцирования. Поскольку ограничение по числу посетителей сейчас приводит к заполняемости примерно на 25% от обычной и до сих пор неясно, когда появится надежная вакцина против COVID-19, в музеях начали рассуждать о перепланировке пространств. Причем если некоторые идеи возникли именно вследствие карантина, то другие зародились еще до него.

Стремление избежать скопления людей на входе и выходе оказалось главным. «Идеально было бы иметь возможность открывать один вход и блокировать другой в зависимости от интенсивности потока посетителей, — говорит Рон Элад, руководитель офиса проектной фирмы Buro Happold в Лос-Анджелесе. — Не стоит использовать все входы одновременно, потому что тогда толпа хлынет внутрь, и будет сложно ее контролировать».

В конце сентября британский архитектор ганского происхождения Дэвид Аджайе представил проект нового здания для Художественного музея Принстонского университета. По словам Аджайе, пандемия дополнительно убедила его в том, что «люди должны иметь возможность свободно входить и выходить», поэтому у его музея сразу шесть входных дверей.

В нью-йоркском Метрополитен-музее посетителей с билетами, купленными онлайн, направляют сейчас то в один, то в другой вход в зависимости от времени сеанса. По словам Бретта Гайяра, руководителя отдела финансов и инфраструктуры Метрополитен, у них появился и дополнительный «выпускной клапан», позволяющий покидать музей через зрительный зал.

При планировке музеев будущего, по мнению Элада, необходимо продумывать несколько маршрутов по залам. В качестве примера он приводит проект Петера Цумтора для Художественного музея округа Лос-Анджелес (LACMA) (проект стоимостью $750 млн должен быть завершен в 2023 году). Там «очень просторные» проходы, которые «позволяют посетителям максимально дистанцироваться друг от друга». Впрочем, планировка Цумтора нравится далеко не всем, критики указывают, что таким образом значительно сокращается выставочная площадь.

Эксперты предсказывают появление более просторных залов, специально спроектированных под требования социального дистанцирования. В случае необходимости их можно будет зонировать. Регулируемая архитектура для галерей «будет иметь огромное значение», прогнозирует Брюс Дэвис, партнер нью-йоркского архитектурного бюро Cooper Robertson. «Появится необходимость в пространствах, которые можно легко трансформировать, адаптировать к меняющимся тенденциям в сфере экспонирования предметов искусства, а также к условиям пандемии», — полагает он.

Именно по этой причине некоторые музеи возьмутся за перестройку своих лекториев: зрители и слушатели не должны набиваться в замкнутые помещения. «Клиентов интересует гибкость, — говорит Джейм Андерсон, директор культурного направления в вашингтонской SmithGroup, — им хочется пространств, куда проникает дневной свет, которые можно приспособить к различным программам».

Впустить улицу

Сегодня чаще, чем когда-либо, архитекторов и инженеров просят связать внешний облик здания с интерьером — обычно этому помогают прозрачные фасады или кафе под открытым небом. По общему мнению, карантин только усилил свойственную нам тягу проводить время на свежем воздухе. Элад упоминает полупрозрачный выставочный этаж и частично открытое кафе в новом здании LACMA. Дизайн Аджайе в Принстоне также минимизирует визуальные границы между внутренним и внешним миром — это достигается с помощью ряда открытых террас, иногда просто огромных.

Музейные магазины в долгосрочной перспективе могут превратиться из набитых посетителями торговых точек в несколько мобильных стендов, рассредоточенных по зданию. Административные площади тоже могут сократиться, потому что, как считает Элад, «в будущем мы достигнем баланса между работой из дома и в офисе». А это потенциально высвободит пространство для  новых музейных программ.

В ближайшее десятилетие, похоже, гораздо меньше проектов будут доверять звездным архитекторам. Из-за резкого снижения доходов и, соответственно, сокращения бюджета ряд институций, планировавших крупные реконструкции, вынужден отказаться от этих планов или умерить амбиции — об этом сообщают архитекторы и инженеры из нескольких компаний. По словам Андерсон, некоторые их клиенты, потрясенные нынешним спадом, вообще засомневались в необходимости грандиозных расширений и склонны оптимизировать уже имеющееся пространство. 

«Еще до коронавируса постепенно снижался интерес к крупным расширениям ради расширений, — говорит она. — В 1990-е считалось: если построить, люди придут. Теперь же многие институции пересматривают отношение к своим старым зданиям и служебным помещениям».

Все собеседники соглашаются с тем, что лозунг нового времени — способность к адаптации. «Это как стихийное бедствие, — говорит Элад о пандемии. — Пережив его, начинаешь основательно готовиться к повторению».  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+