К концу ноября — началу декабря реставрационные работы в бывшей коммунальной квартире в доме Мурузи на Литейном проспекте окончатся. Это финальный этап истории, длящейся более 20 лет. Организаторы проекта рассчитывают уже в начале следующего года принимать экскурсии в помещении музея «Полторы комнаты Иосифа Бродского».
«Мы взяли курс на точную реставрацию с сохранением максимальной подлинности, — рассказывает Михаил Мильчик, искусствовед, председатель совета Фонда создания музея Иосифа Бродского, друг поэта. — Самую большую и сложную задачу — возвращение исторических полов в полутора комнатах — мы уже выполнили, сохранив буквально до сантиметра все фрагменты паркета, так что пол выглядит как при Бродских. Утраченные элементы воссоздали, но они другого цвета, и посетители сразу смогут отличить, где подлинное, а где замена».
Ранее фонд при поддержке властей города выкупил у прежних владельцев почти все комнаты (кроме одной, которую до сих пор занимается бывшая соседка поэта) в надежде сделать здесь музей-квартиру. Но в силу разных причин эту мечту долго не удавалось осуществить. Два года назад квартиру, соседнюю с коммуналкой Бродских, выкупил девелопер Максим Левченко. Он предложил кардинально иное решение проблемы: объединить две квартиры в единое пространство, частью которого станет музей. Левченко удалось найти общий язык с фондом и договориться о совместной работе; он же взял на себя все финансовые расходы. Весной прошлого года Максим Левченко учредил и возглавил частное учреждение культуры «Музей „Полторы комнаты Иосифа Бродского“». Автором окончательного варианта проекта реставрации, реконструкции и приспособления двух квартир стал московский архитектор Александр Бродский.
Из-за того, что в одной из комнат живет бывшая соседка, статус всей исторической квартиры не изменился: это по-прежнему коммуналка. Сейчас соседку от музея отделяют надежные перегородки.
В мемориальном пространстве уже выполнены основные реставрационные работы: проведена очистка полов, стен, дверных и оконных проемов, завершается реставрация потолочной лепнины, отреставрирован паркет. Стенам и лепным настенным панелям в комнате родителей поэта возвращена историческая окраска. В комнате же самого Иосифа Бродского колер, который был там при его жизни, не сохранился. Но реставраторам удалось расчистить стены до момента постройки дома, и было решено воссоздать оригинальную покраску на своего рода шторах — их можно будет приподнять, чтобы посетители могли увидеть, как выглядели эти стены в конце XIX века.
В частной квартире Максима Левченко завершается ремонт и приспособление пространства. Здесь предполагается открыть библиотеку, небольшой зал для разного рода мероприятий. Отсюда же можно будет пройти в музей.
Что касается наполнения последнего, то принято решение не восстанавливать прежнюю обстановку. Но посетитель все-таки сможет увидеть, как выглядели эти комнаты при жизни поэта. Для этого нужно будет нажать кнопку на пульте управления — и проектор воспроизведет увеличенные исторические фотографии. Есть также предварительная договоренность с музеями Анны Ахматовой и истории Санкт-Петербурга, что те, при условии выполнения необходимых требований, передадут во временное пользование «Полутора комнатам» некоторые подлинные вещи Бродских: письменный стол, шкаф, книжную полку. Когда будут установлены сигнализация и система контроля температурно-влажностного режима, Музей Анны Ахматовой планирует передать сюда, также временно, второй американский кабинет нобелевского лауреата.