Бруклинский музей, уже принимавший у себя громкие выставки, посвященные Дэвиду Боуи, Жан-Полю Готье и Пьеру Кардену, объединился с компанией Netflix для виртуальной выставки «Королева и корона». На ней можно подробно рассмотреть каждый костюм, покрутив его на экране, прочитать сведения о нем, послушать интервью и увидеть фрагменты сериалов. Наряды сопровождаются цифровыми копиями предметов из постоянной коллекции Бруклинского музея.
Костюмы, созданные Габриелой Биндер для мини-сериала «Ход королевы», служат визуальными вехами на пути развития личности главной героини — вымышленной американской чемпионки 1960-х годов по шахматам Елизаветы (Бет) Хармон: от замкнутой сироты из церковного приюта в Кентукки к всемирно известной шахматистке-вундеркинду, рушащей стереотипы о шахматах как мужском виде спорта. Блестяще сыгранная Аней Тейлор-Джой, Бет Хармон часто появляется в костюмах с черно-белыми орнаментами, отсылающими к страстной увлеченности героини шахматами.
Оттенкам и дизайну костюма вообще в «Ходе королевы» отведено важное место. Например, Биндер закольцовывает историю с помощью цвета. Так, в самом начале сериала Бет приводят в приют в светло-зеленом льняном платьице, на котором мама вышила ее имя. В одной из последних сцен уже взрослая и обретшая себя Бет предстает в платье того же цвета из шерсти альпаки. Другой запоминающийся образ — платье, купленное Бет в Париже перед чемпионатом по шахматам. Оно вдохновлено стилем и дизайном великого Пьера Кардена и служит важным вкладом в сгущенную атмосферу 1960-х, которой насыщен сериал.
Интересно, что консультантом фильма выступил чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, — герои разыгрывают реальные исторические партии (а не бездумно двигают фигуры по полю, что, как отмечают специалисты, случается даже в самых лучших кинокартинах). Каспаров также участвовал в воссоздании антуража советских турниров; съемки московских сцен проходили в Берлине. В финальных кадрах Бет шагает по этой «Москве» в белом пальто из кашемира и берете с помпоном, олицетворяя белого ферзя (в просторечии именуемого королевой), самую сильную фигуру на доске.
Костюмы на выставке сопровождаются экспонатами из постоянной коллекции, выбранными старшим куратором отдела моды Бруклинского музея Мэтью Йокобоуси. Это, например, древнеегипетские шахматы или снимок американского фотографа Артура Тресса «Мальчики на клетчатом полу» (1973).
Другая часть выставки посвящена сериалу «Корона», уже получившему три премии «Эмми» в номинации «Исторический костюм в сериале». Их создает художница по костюмам Эми Робертс, которая в новом, четвертом сезоне работала над образами главных женщин Британии 70−80-х годов XX века: королевы Елизаветы II (ее играет Оливия Колман, лауреат премии «Оскар» за роль королевы Анны), принцессы Дианы (Эмма Коррин — такая серьезная роль для нее дебют) и премьер-министра Маргарет Тэтчер (в исполнении Джиллиан Андерсон, широко известной как агент Скалли из «Секретных материалов»).
«Оба сериала объединены королевской темой. Так, в „Ходе королевы“ сами шахматные фигуры служат символами королевства, в то время как сериал „Корона“ напрямую посвящен жизни британской королевской семьи, члены которой часто исполняют наисложнейшие ходы и гамбиты», — отмечает куратор выставки Мэтью Йокобоуси.
Выставка «Королева и корона» доступна онлайн на сайте thequeenandthecrown.com до 13 декабря.