Полотно Василия Верещагина «Шествие слонов. Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 году» представлено широкой публике после многолетнего перерыва и реставрации, сообщает ТАСС.
Его презентация в Мемориальном музее Виктории в Калькутте (Колката) должна была пройти еще в марте, но этому помешала пандемия. Глава музея Джаянта Сенгупта осторожно называет эту работу «одной из самых больших» картин Верещагина. Размеры ее действительно грандиозны — 497,84 на 695,96 см. При этом, как отмечают в музее, «Шествие слонов» считается вторым в мире по размеру среди произведений, написанных на одном холсте.
Василий Верещагин дважды посещал Индию. Результатом поездки в 1874 году стали полторы сотни этюдов с изображением заснеженных Гималаев, величественной архитектуры, местных жителей. В 1880 году Индийская серия в количестве 139 картин и этюдов была показана на персональной выставке художника в Петербурге. Выставка прошла с большим размахом и закончилась аукционом. Наибольшее количество — 78 этюдов — купил Павел Третьяков.
Верещагин также задумал цикл, посвященный колонизации Индии англичанами. Это должно было быть несколько монументальных картин. Одной из них и стало «Шествие слонов». Позже, в 1882–1883 годах, художнику пришлось еще раз отправиться в Индию, но цикл так и не был завершен.
За 150 лет своего существования полотно Василия Верещагина сменило несколько владельцев. В 1898 году оно было продано после турне выставки художника в США. Сначала картину приобрел владелец универмагов Эдвард Мэлли из Ньюхейвена, потом она перешла к вице-королю Индии лорду Керзону, еще позже оказалась у махараджи Джайпура. Он-то и передал ее в Мемориальный музей Виктории.
Работа давно нуждалась в реставрации: она покрылась слоем пыли и грязи, на холсте появились пятна. В 1990-м ее убрали из экспозиции и на более чем 20 лет поместили в деревянный ящик. А сама реставрация была проведена только сейчас, причем силами местных реставраторов, без привлечения российских специалистов.
Как рассказал ТАСС генеральный консул России в Калькутте (Колката) Алексей Идамкин, помощь в реставрации предлагали и Научно-реставрационный центр им. Грабаря, и Третьяковская галерея, которая хотела показать эту работу на выставке Василия Верещагина в 2018 году. «Но индийская сторона предпочла самостоятельно реставрировать эту картину. Однако контакты между российскими и индийскими музеями продолжаются. Я надеюсь, что когда-нибудь это знаменитое полотно увидят и в России», — сказал Идамкин.