18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тьеполо в Хельсинки: выставка открытий

На выставке «Тьеполо. Венеция на cевере» в Музее Синебрюхова встретились живопись из Мурома и графика из Национальной библиотеки Финляндии

Музей Синебрюхова в Хельсинки в сотрудничестве с Государственным Эрмитажем, Фондом муниципальных музеев Венеции MUVE, центром «Эрмитаж-Италия» в Венеции, лондонской Национальной галереей, Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Национальной галереей Дании и рядом других крупных мировых музеев проводит выставку «Тьеполо. Венеция на севере» — первый в Финляндии монографический показ семьи Тьеполо, приуроченный к 250-летию со дня смерти Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770), венецианского художника XVIII века. Всего в экспозиции 23 работы маслом отца и сыновей Тьеполо, более 40 их рисунков, а также тиражная графика.

Кроме впечатляющей музейной компании и внушительного списка работ выставка удивляет количеством впервые представленных публике шедевров и неожиданно глубоким русским следом.

Музей Синебрюхова — одна из трех составных частей Финской национальной галереи, в нем размещена коллекция европейского искусства. В ее основе — дар финских промышленников русского происхождения Павла и Фанни Синебрюховых, преподнесенный Финляндии в 1921 году. С 1980 года коллекция представлена в особняке, в котором с середины XIX века жили меценаты и где располагалась контора их пивоваренного завода.

Куратор выставки и главный куратор музея Ира Вестергард обращает особое внимание на то, что «известность и популярность Тьеполо именно на севере Европы: в России, Финляндии и скандинавских странах, — это особый феномен. Он, безусловно, был вызван путешествиями российских аристократов по Европе, во время которых они покупали произведения Тьеполо, и тем обстоятельством, что огромные дворцы, необходимые для размещения его полотен столь крупных размеров, были именно в России».

Начав работать над выставкой в 2016 году, Музей Синебрюхова обратился к Ирине Артемьевой, ведущему специалисту Государственного Эрмитажа по итальянской живописи. В результате этого сотрудничества в экспозиции из эрмитажной коллекции представлено 4 картины и более 30 рисунков Джованни Баттиста Тьеполо. И это не всё. В Муромском историко-художественном музее Ирина Артемьева обнаружила картину Тьеполо «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» из собрания графов Уваровых и помогла включить полотно в состав выставки в Хельсинки. Эту работу граф Алексей Уваров, основатель Исторического музея в Москве, вместе со своей женой приобрел, скорее всего, во время свадебного путешествия по Европе зимой 1898 года. Поразительно, но, попав в музей Мурома в 1918 году, она больше никогда и нигде, кроме его залов, не выставлялась. В итоге это произведение стало визитной карточкой юбилейной выставки Тьеполо в Хельсинки и экспонируется в отдельной нише, как «Мона Лиза» в Лувре.

Еще одним открытием этой выставки стал никогда прежде не демонстрировавшийся на публике альбом 200 гравюр Тьеполо, который был издан сыновьями мастера после смерти отца в его память предположительно в 1775 году. Известно о четырех изданиях этого выдающегося альбома. В Хельсинки можно увидеть редчайший экземпляр первого издания из коллекции «Монрепо» из состава Национальной библиотеки Финляндии. Эта коллекция собрана Андреем Львовичем Николаи, который был наставником императора Павла I и личным секретарем его жены, императрицы Марии Федоровны. Николаи приобрел альбом в мастерской сыновей Тьеполо во время свадебного путешествия Павла и его жены, в котором он их сопровождал. В 1916 году потомок Николаи Людвиг Генрих передал ценнейшее собрание предков в Национальную библиотеку Финляндии.

Также впервые за более чем 200 лет полностью показан триптих кисти сына Джованни Баттиста Тьеполо — Доменико (1727–1804): «Постройка троянского коня», «Троянский конь у стен Трои» и «Разграбление Трои». Первые две части триптиха хранятся в коллекции лондонской Национальной галереи, которая также в первый раз предоставила их на выставку в Финляндии. Эти полотна попали в Лондон в начале 1930-х годов в результате большевистских распродаж искусства. Третья же часть триптиха с 1996 года находится в собрании Музея Синебрюхова.

Художественный музей Синебрюхова
Тьеполо: Венеция на севере
Из-за пандемии музей закрыт до 20 декабря 2020
Выставка работает до 10 января 2021

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+