18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Тьеполо в Хельсинки: выставка открытий

На выставке «Тьеполо. Венеция на cевере» в Музее Синебрюхова встретились живопись из Мурома и графика из Национальной библиотеки Финляндии

Музей Синебрюхова в Хельсинки в сотрудничестве с Государственным Эрмитажем, Фондом муниципальных музеев Венеции MUVE, центром «Эрмитаж-Италия» в Венеции, лондонской Национальной галереей, Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Национальной галереей Дании и рядом других крупных мировых музеев проводит выставку «Тьеполо. Венеция на севере» — первый в Финляндии монографический показ семьи Тьеполо, приуроченный к 250-летию со дня смерти Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770), венецианского художника XVIII века. Всего в экспозиции 23 работы маслом отца и сыновей Тьеполо, более 40 их рисунков, а также тиражная графика.

Кроме впечатляющей музейной компании и внушительного списка работ выставка удивляет количеством впервые представленных публике шедевров и неожиданно глубоким русским следом.

Музей Синебрюхова — одна из трех составных частей Финской национальной галереи, в нем размещена коллекция европейского искусства. В ее основе — дар финских промышленников русского происхождения Павла и Фанни Синебрюховых, преподнесенный Финляндии в 1921 году. С 1980 года коллекция представлена в особняке, в котором с середины XIX века жили меценаты и где располагалась контора их пивоваренного завода.

Куратор выставки и главный куратор музея Ира Вестергард обращает особое внимание на то, что «известность и популярность Тьеполо именно на севере Европы: в России, Финляндии и скандинавских странах, — это особый феномен. Он, безусловно, был вызван путешествиями российских аристократов по Европе, во время которых они покупали произведения Тьеполо, и тем обстоятельством, что огромные дворцы, необходимые для размещения его полотен столь крупных размеров, были именно в России».

Начав работать над выставкой в 2016 году, Музей Синебрюхова обратился к Ирине Артемьевой, ведущему специалисту Государственного Эрмитажа по итальянской живописи. В результате этого сотрудничества в экспозиции из эрмитажной коллекции представлено 4 картины и более 30 рисунков Джованни Баттиста Тьеполо. И это не всё. В Муромском историко-художественном музее Ирина Артемьева обнаружила картину Тьеполо «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» из собрания графов Уваровых и помогла включить полотно в состав выставки в Хельсинки. Эту работу граф Алексей Уваров, основатель Исторического музея в Москве, вместе со своей женой приобрел, скорее всего, во время свадебного путешествия по Европе зимой 1898 года. Поразительно, но, попав в музей Мурома в 1918 году, она больше никогда и нигде, кроме его залов, не выставлялась. В итоге это произведение стало визитной карточкой юбилейной выставки Тьеполо в Хельсинки и экспонируется в отдельной нише, как «Мона Лиза» в Лувре.

Еще одним открытием этой выставки стал никогда прежде не демонстрировавшийся на публике альбом 200 гравюр Тьеполо, который был издан сыновьями мастера после смерти отца в его память предположительно в 1775 году. Известно о четырех изданиях этого выдающегося альбома. В Хельсинки можно увидеть редчайший экземпляр первого издания из коллекции «Монрепо» из состава Национальной библиотеки Финляндии. Эта коллекция собрана Андреем Львовичем Николаи, который был наставником императора Павла I и личным секретарем его жены, императрицы Марии Федоровны. Николаи приобрел альбом в мастерской сыновей Тьеполо во время свадебного путешествия Павла и его жены, в котором он их сопровождал. В 1916 году потомок Николаи Людвиг Генрих передал ценнейшее собрание предков в Национальную библиотеку Финляндии.

Также впервые за более чем 200 лет полностью показан триптих кисти сына Джованни Баттиста Тьеполо — Доменико (1727–1804): «Постройка троянского коня», «Троянский конь у стен Трои» и «Разграбление Трои». Первые две части триптиха хранятся в коллекции лондонской Национальной галереи, которая также в первый раз предоставила их на выставку в Финляндии. Эти полотна попали в Лондон в начале 1930-х годов в результате большевистских распродаж искусства. Третья же часть триптиха с 1996 года находится в собрании Музея Синебрюхова.

Художественный музей Синебрюхова
Тьеполо: Венеция на севере
Из-за пандемии музей закрыт до 20 декабря 2020
Выставка работает до 10 января 2021

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+