18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Социальное движение впервые возглавило список Power 100

Журнал ArtReview опубликовал ежегодный рейтинг самых влиятельных людей в мире искусства. Его возглавляет движение Black Lives Matter

Впервые за десятилетия существования рейтинг влиятельности международного журнала ArtReview возглавил не музейный директор (как глава МоМА Глен Лоури в 2019-м) и не куратор (как Ханс Ульрих Обрист в 2016-м), не галерист (как Айван и Мануэла Вирт в 2015-м), не художник (как Ай Вэйвэй в 2011-м) и даже не арт-группа — а общественное движение. Это Black Lives Matter (BLM), которое имеет совсем не художественную, а социальную направленность. Однако влияние его на современную ситуацию в искусстве неоспоримо.

«В мире искусства сила движения Black Lives Matter (BLM) подтолкнула и ускорила изменения на всех уровнях, — говорится в редакционной статье. — Это проявилось в свержении статуй в США и по всей Европе, поскольку участники кампании стремятся исправить несправедливые исторические факты; в требовании „увидеть“ черных современных художников и перестать замечать цвет кожи при наградах и назначениях; в спешном стремлении галерей разнообразить состав своих художников. В музеях переосмысливают, кого они представляют и как это делают. И как явное движение, так и витающая в воздухе идея, BLM стало символом глобального признания расовой справедливости и смены парадигмы в современной культуре».

Список в этом году формировали около 20 «инсайдеров (и аутсайдеров) мира искусства», как пишет журнал, и в нем явно заметно, что акцент смещен с самого искусства (работ художников, их выставок, продвижения и так далее) на то, что меняет наши представления об этом искусстве.

На втором месте в рейтинге — кураторский коллектив из Джакарты ruangrupa, который в условиях пандемии придумал концепцию Documenta 2022 года (будет проходить в Касселе в Германии), взяв за основу образ коллективно использующегося хранилища для риса. На третьем месте — француженка, историк Бенедикт Савой и сенегальский экономист и писатель Фелвин Сарр, которые по поручению президента Франции Эмманюэля Макрона составили академический отчет, обосновавший необходимость полной реституции произведений искусства, вывезенных «без согласия» из бывших африканских колоний и поступивших в коллекции французских музеев. Движение Me Too появилось на четвертом месте, на пятом — поэт и философ Фред Мотен, занимающийся междисциплинарным изучением истории, политики и культуры народов африканского происхождения в Африке и африканской диаспоры.

Когда-то в списке были и русские имена (например, меценат Даша Жукова), потом они исчезли вовсе, а в нынешнем году наконец достойно вернулись с именем Екатерины Деготь, арт-критика и куратора, возглавившей пару лет назад фестиваль современного искусства «Штирийская осень» в Граце (на 54-м месте).

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+