Впервые за десятилетия существования рейтинг влиятельности международного журнала ArtReview возглавил не музейный директор (как глава МоМА Глен Лоури в 2019-м) и не куратор (как Ханс Ульрих Обрист в 2016-м), не галерист (как Айван и Мануэла Вирт в 2015-м), не художник (как Ай Вэйвэй в 2011-м) и даже не арт-группа — а общественное движение. Это Black Lives Matter (BLM), которое имеет совсем не художественную, а социальную направленность. Однако влияние его на современную ситуацию в искусстве неоспоримо.
«В мире искусства сила движения Black Lives Matter (BLM) подтолкнула и ускорила изменения на всех уровнях, — говорится в редакционной статье. — Это проявилось в свержении статуй в США и по всей Европе, поскольку участники кампании стремятся исправить несправедливые исторические факты; в требовании „увидеть“ черных современных художников и перестать замечать цвет кожи при наградах и назначениях; в спешном стремлении галерей разнообразить состав своих художников. В музеях переосмысливают, кого они представляют и как это делают. И как явное движение, так и витающая в воздухе идея, BLM стало символом глобального признания расовой справедливости и смены парадигмы в современной культуре».
Список в этом году формировали около 20 «инсайдеров (и аутсайдеров) мира искусства», как пишет журнал, и в нем явно заметно, что акцент смещен с самого искусства (работ художников, их выставок, продвижения и так далее) на то, что меняет наши представления об этом искусстве.
На втором месте в рейтинге — кураторский коллектив из Джакарты ruangrupa, который в условиях пандемии придумал концепцию Documenta 2022 года (будет проходить в Касселе в Германии), взяв за основу образ коллективно использующегося хранилища для риса. На третьем месте — француженка, историк Бенедикт Савой и сенегальский экономист и писатель Фелвин Сарр, которые по поручению президента Франции Эмманюэля Макрона составили академический отчет, обосновавший необходимость полной реституции произведений искусства, вывезенных «без согласия» из бывших африканских колоний и поступивших в коллекции французских музеев. Движение Me Too появилось на четвертом месте, на пятом — поэт и философ Фред Мотен, занимающийся междисциплинарным изучением истории, политики и культуры народов африканского происхождения в Африке и африканской диаспоры.
Когда-то в списке были и русские имена (например, меценат Даша Жукова), потом они исчезли вовсе, а в нынешнем году наконец достойно вернулись с именем Екатерины Деготь, арт-критика и куратора, возглавившей пару лет назад фестиваль современного искусства «Штирийская осень» в Граце (на 54-м месте).