18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Пиршество богов» познается умом и спектрографом

№87
Материал из газеты

В книге Дэвида Алана Брауна воплотились результаты более чем 40-летних исследований творчества Беллини

Знаменитый австрийский ученый Юлиус фон Шлоссер полагал, что хорошая книга по истории искусства должна быть монографией одного произведения, подчеркивая «островной» характер любой художественной работы. Именно такой книгой стало исследование Дэвида Алана Брауна, посвященное картине Джованни Беллини (1430–1516) «Пиршество богов» (1514), которая хранится в Национальной художественной галерее в Вашингтоне. Несмотря на обобщающую фразу «Поздние работы» в заглавии этого труда, автор чаще всего обращается именно к «Пиршеству», выдвигая новаторские идеи в связи с живописью венецианского Возрождения в целом.

Браун начинает с размышлений о том, что Беллини, которому было уготовано долголетие, имел счастье и несчастье дожить до XVI века. Автор имеет в виду, что «Пиршество богов», несмотря на дату создания, является картиной все же XV столетия. Браун согласен с Пьетро Бембо насчет особенностей творчества Беллини, которые сам художник постулировал для Изабеллы д’Эсте, маркизы Мантуи. Он настаивал на том, что будет ходить туда, куда захочет (vagare alla sua voglia), тем самым утверждая независимость от покровителей.

В этом смысле исследователя не интересуют иконография или стиль — он предпочитает анализ отдельных работ. Браун принимает предложенное Эдгаром Виндом (1948) толкование темы «Пиршества» как задуманного богом Приапом насилия над нимфой Лотидой перед группой пьянствующих богов и богинь. В книге ведется последовательный рассказ о том, как Беллини трактовал источники, как отходил от них, искал композиционные идеи в иллюстрированных изданиях «Фаст» Овидия. Искусствовед демонстрирует, каким образом художник пришел к собственному определению сюжета, предположительно не без консультаций со своим покровителем Альфонсо д’Эсте, герцогом Феррары. При этом Браун посвящает отдельную биографическую главу формированию вкуса у Альфонсо.

Литература о Беллини огромна, и Браун перенял ряд идей предшественников, что обогатило его представления о формировании образов у живописца, в том числе применительно к «Пиршеству богов». На современной стадии изучения картины научная лаборатория вашингтонской Национальной галереи предлагает новую информацию, полученную с помощью неинвазивного мультиспектрального сканирования. Его результаты объясняются в приложении к книге. Становится понятнее, как Беллини вносил изменения в картину и менял композицию. Браун подтверждает предположения прежних исследователей о том, что финальные изменения были внесены по требованию Альфонсо (несмотря на декларативное стремление художника vagare alla sua voglia) и что Беллини, возможно, приезжал в Феррару уже после того, как картина была завершена.

Книга богато иллюстрирована, причем читатель обнаружит здесь ряд важных открытий. Одно из них сделано благодаря новой компьютерной реконструкции «Пиршества богов», воспроизводящей картину в том виде, какой она вышла из мастерской Беллини, без позднейших дополнений от Доссо Досси и Тициана. Удивительно, но на живописном фоне вместо идиллической рощи возникает деревенский лес. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+