18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Пиршество богов» познается умом и спектрографом

№87
Материал из газеты

В книге Дэвида Алана Брауна воплотились результаты более чем 40-летних исследований творчества Беллини

Знаменитый австрийский ученый Юлиус фон Шлоссер полагал, что хорошая книга по истории искусства должна быть монографией одного произведения, подчеркивая «островной» характер любой художественной работы. Именно такой книгой стало исследование Дэвида Алана Брауна, посвященное картине Джованни Беллини (1430–1516) «Пиршество богов» (1514), которая хранится в Национальной художественной галерее в Вашингтоне. Несмотря на обобщающую фразу «Поздние работы» в заглавии этого труда, автор чаще всего обращается именно к «Пиршеству», выдвигая новаторские идеи в связи с живописью венецианского Возрождения в целом.

Браун начинает с размышлений о том, что Беллини, которому было уготовано долголетие, имел счастье и несчастье дожить до XVI века. Автор имеет в виду, что «Пиршество богов», несмотря на дату создания, является картиной все же XV столетия. Браун согласен с Пьетро Бембо насчет особенностей творчества Беллини, которые сам художник постулировал для Изабеллы д’Эсте, маркизы Мантуи. Он настаивал на том, что будет ходить туда, куда захочет (vagare alla sua voglia), тем самым утверждая независимость от покровителей.

В этом смысле исследователя не интересуют иконография или стиль — он предпочитает анализ отдельных работ. Браун принимает предложенное Эдгаром Виндом (1948) толкование темы «Пиршества» как задуманного богом Приапом насилия над нимфой Лотидой перед группой пьянствующих богов и богинь. В книге ведется последовательный рассказ о том, как Беллини трактовал источники, как отходил от них, искал композиционные идеи в иллюстрированных изданиях «Фаст» Овидия. Искусствовед демонстрирует, каким образом художник пришел к собственному определению сюжета, предположительно не без консультаций со своим покровителем Альфонсо д’Эсте, герцогом Феррары. При этом Браун посвящает отдельную биографическую главу формированию вкуса у Альфонсо.

Литература о Беллини огромна, и Браун перенял ряд идей предшественников, что обогатило его представления о формировании образов у живописца, в том числе применительно к «Пиршеству богов». На современной стадии изучения картины научная лаборатория вашингтонской Национальной галереи предлагает новую информацию, полученную с помощью неинвазивного мультиспектрального сканирования. Его результаты объясняются в приложении к книге. Становится понятнее, как Беллини вносил изменения в картину и менял композицию. Браун подтверждает предположения прежних исследователей о том, что финальные изменения были внесены по требованию Альфонсо (несмотря на декларативное стремление художника vagare alla sua voglia) и что Беллини, возможно, приезжал в Феррару уже после того, как картина была завершена.

Книга богато иллюстрирована, причем читатель обнаружит здесь ряд важных открытий. Одно из них сделано благодаря новой компьютерной реконструкции «Пиршества богов», воспроизводящей картину в том виде, какой она вышла из мастерской Беллини, без позднейших дополнений от Доссо Досси и Тициана. Удивительно, но на живописном фоне вместо идиллической рощи возникает деревенский лес. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+