Знаменитый алтарный образ очистят от поздних записей и потемневшего лака в открытой реставрационной мастерской Музея изобразительных искусств Гента. Части алтаря, над которыми в данный момент не работают реставраторы, по-прежнему доступны для осмотра в гентском соборе Святого Бавона.
Скрупулезное изучение и техникотехнологический анализ Гентского алтаря 1432 года показали, что большая часть подлинной масляной живописи Яна ван Эйка сохранилась, несмотря на многочисленные поновления и реставрации разных лет. План по удалению поздних записей уже утвержден группой международных экспертов, осталось дождаться формального одобрения от фламандских министров. В ходе исследований реставраторами были выявлены новые детали, например паутина, написанная в углу доски с изображением жены заказчика алтаря Елизаветы Борлют. Старый пожелтевший лак мешал определять размер поздних записей, которых особенно много на внешних створках алтаря, на изображениях святых, одежды донаторов, лиц и рук, а также архитектурных фонов.
Проект реставрации Гентского алтаря стоимостью €1,4 млн начался осенью 2012 года и рассчитан на пять лет. Реставрационные работы ведутся Королевским институтом культурного наследия Бельгии (KIK — IRPA), руководителем проекта Попечительский совет собора Святого Бавона в Генте, где хранится алтарный образ, назначил почетного профессора Университета Амстердама Анне ван Гревенстайн. Реставрация выполняется в открытой мастерской с панорамным остеклением в Музее изобразительных искусств Гента. Из 20 створок полиптиха восемь в настоящее время реставрируются в музее, а еще десять выставлены для обозрения в соборе, включая современную копию створки Праведные судьи, которая была украдена в 1934 году. Когда внешняя сторона будет отреставрирована, начнется работа над верхним рядом внутренних створок, за которым последует нижняя секция. Ожидается, что алтарь целиком будет представлен в соборе, как только работа будет закончена; это произойдет примерно в 2019 году. В результате реставрации может быть окончательно решен вопрос атрибуции алтаря, который приписывается братьям Хуберту и Яну ван Эйкам на основании надписи, обнаруженной 200 лет назад на раме полиптиха: она гласит, что работа над алтарным образом была начата Хубертом и закончена его братом Яном, но никаких других работ Хуберта ван Эйка не обнаружено. В красочном слое были сделаны маленькие раскрытия, через которые можно видеть оригинальную поверхность живописи, и «те участки, которые казались нам слабыми, теперь выглядят намного лучше», говорит один из реставраторов. Этот факт может послужить аргументом в пользу авторства единственного мастера, скорее всего Яна, работа которого хорошо документирована. Возможно, другие факты по атрибуции алтаря будут обнародованы на международном коллоквиуме, который состоится в Университете Гента этой осенью.