18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Гентскому алтарю вернут прежнее сияние

Знаменитый алтарный образ очистят от поздних записей и потемневшего лака в открытой реставрационной мастерской Музея изобразительных искусств Гента. Части алтаря, над которыми в данный момент не работают реставраторы, по-прежнему доступны для осмотра в гентском соборе Святого Бавона.

Скрупулезное изучение и техникотехнологический анализ Гентского алтаря 1432 года показали, что большая часть подлинной масляной живописи Яна ван Эйка сохранилась, несмотря на многочисленные поновления и реставрации разных лет. План по удалению поздних записей уже утвержден группой международных экспертов, осталось дождаться формального одобрения от фламандских министров. В ходе исследований реставраторами были выявлены новые детали, например паутина, написанная в углу доски с изображением жены заказчика алтаря Елизаветы Борлют. Старый пожелтевший лак мешал определять размер поздних записей, которых особенно много на внешних створках алтаря, на изображениях святых, одежды донаторов, лиц и рук, а также архитектурных фонов.

Проект реставрации Гентского алтаря стоимостью €1,4 млн начался осенью 2012 года и рассчитан на пять лет. Реставрационные работы ведутся Королевским институтом культурного наследия Бельгии (KIK — IRPA), руководителем проекта Попечительский совет собора Святого Бавона в Генте, где хранится алтарный образ, назначил почетного профессора Университета Амстердама Анне ван Гревенстайн. Реставрация выполняется в открытой мастерской с панорамным остеклением в Музее изобразительных искусств Гента. Из 20 створок полиптиха восемь в настоящее время реставрируются в музее, а еще десять выставлены для обозрения в соборе, включая современную копию створки Праведные судьи, которая была украдена в 1934 году. Когда внешняя сторона будет отреставрирована, начнется работа над верхним рядом внутренних створок, за которым последует нижняя секция. Ожидается, что алтарь целиком будет представлен в соборе, как только работа будет закончена; это произойдет примерно в 2019 году. В результате реставрации может быть окончательно решен вопрос атрибуции алтаря, который приписывается братьям Хуберту и Яну ван Эйкам на основании надписи, обнаруженной 200 лет назад на раме полиптиха: она гласит, что работа над алтарным образом была начата Хубертом и закончена его братом Яном, но никаких других работ Хуберта ван Эйка не обнаружено. В красочном слое были сделаны маленькие раскрытия, через которые можно видеть оригинальную поверхность живописи, и «те участки, которые казались нам слабыми, теперь выглядят намного лучше», говорит один из реставраторов. Этот факт может послужить аргументом в пользу авторства единственного мастера, скорее всего Яна, работа которого хорошо документирована. Возможно, другие факты по атрибуции алтаря будут обнародованы на международном коллоквиуме, который состоится в Университете Гента этой осенью.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+