18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитаж проведет первую в России персональную выставку Сесила Битона

№87
Материал из газеты

Музей подготовил проект специально для показа в своих стенах, а затем в Великобритании

Сэр Сесил Уолтер Харди Битон (1904–1980) — светский денди и автор едких мемуаров, фотограф знаменитостей и создатель одного из самых известных военных снимков, кутюрье нарядов для селебрити и конструктор самих звезд. Поражает количество выдающихся личностей, с которыми он дружил или постоянно общался: Жан Кокто и Одри Хепберн, Сальвадор Дали и Коко Шанель, Марлен Дитрих и Фрэнсис Бэкон, Трумен Капоте и Рудольф Нуреев…

Выставка включает 100 фотографий, которые были сделаны Битоном в разные годы его полувековой карьеры. Они предоставлены Архивом Студии Битона, Музеем Виктории и Альберта, архивами журналов Vogue и Vanity Fair. Фишка проекта — акцент на портретах знатных эмигрантов первой волны и звезд русского балета. Так, ранее неизвестную фотографию Нуреева в духе поп-арт-коллажа куратор выставки Дарья Панайотти случайно обнаружила в архивах. 

Помимо таланта фотографа, Сесил Битон виртуозно владел стратегией продвижения, создания самого понятия звездности. Творческая биография Битона давно разложена по полочкам. Его полвека начинались в «ревущие» 1920-е, а завершились после молодежных революций 1960-х. Пиком карьеры стала работа над костюмами для мюзикла «Моя прекрасная леди». Сначала на Бродвее, потом в Голливуде. 

В итоге — две премии «Оскар» за работу художника и работу художника по костюмам. Одри Хепберн, исполнившая в голливудском фильме главную роль, говорила, что на снимках Битона она выглядит потрясающе.

 Сын торговца древесиной, недоучившийся в Кембридже, молодой Битон приехал в Лондон с одной целью — втереться в аристократические круги. Даже в Венецию сгонял на деньги, одолженные у отца, чтобы хоть там приблизиться к отдыхающему от туманов благородному обществу. Встретился с Сергеем Дягилевым, которого назвал в дневнике «очень толстым и горделивым». Показал ему театральные эскизы к студенческим спектаклям. Получил вежливое одобрение — а рассчитывал на приглашение в труппу «Русского балета».Одновременно Битон упорно искал знакомств с золотой молодежью, не забывая нажимать на спуск затвора. И когда в Лондоне открылся британский филиал Vogue, фотографа взяли в штат благодаря его «аристократическим» снимкам.

В 1935 году по предложению модельера Эльзы Скьяпарелли Сесил Битон приезжает в СССР. Об этом эпизоде в его жизни до недавнего времени было известно мало. Никаких иллюзий относительно страны большевиков он не питал, благо дружил с великими князьями, фотографировал Наталью Палей, внучку Александра II, и звезд русского балета. Но тогда было модно ездить в СССР, и он отправился в Москву и Ленинград. С годом поездки Битону повезло. Он увидел только что открывшееся московское метро и выставку иранского искусства в Эрмитаже, приуроченную к конгрессу иранистов. Во время двухчасовой экскурсии по музею Битон насчитал 80 залов и вычислил длину пройденного пути — 9 км. В дневниках упомянуто также посещение Мавзолея и профилактория для проституток. Мертвое тело — экзотика, девушки — неисправимы. Театрал Битон благосклонно отозвался о премьере балета «Светлый ручей» в Большом театре. От этого вояжа сохранилось небольшое количество фотографий. Впрочем, репортаж и не был коньком Битона.

В 1937 году ему поручено сделать фотопортреты Уоллис Симпсон, будущей жены короля Эдуарда VIII. Это его первый серьезный опыт по созданию звезды. Во время Второй мировой войны он делает тот самый снимок трехлетней Эйлин Данн на госпитальной кровати с повязкой на голове. В 1950-е снимает королеву Елизавету II — эти фотографии популярны до сих пор. А затем наступает эра театра и кино. Его портреты Одри Хепберн на съемках фильма «Моя прекрасная леди» — из разряда «звезда с звездою говорит».

Среди лучшего из раннего Битона на выставке будут показаны портрет его сестры Нэнси Битон в образе падающей звезды, сюрреалистический снимок White Panama Hat by Suzy, где голова модели торчит из шляпной коробки. В русско-советском разделе, где сплошь раритеты, значатся фото русских балерин, китчевый портрет Эльзы Скьяпарелли с вязанкой сушек и Покровский собор на Красной площади. Из классики — коронационный портрет Елизаветы II и снимки Одри Хепберн. Из позднего — автопортрет в образе Надара. Из совершенно неизвестного — портрет Сомерсета Моэма, сделанный в номере отеля, который Битон сам декорировал. 

Отдельно хочется отметить архитектурное решение выставки, за которое отвечает бюро PS Culture под руководством Юлии Наполовой. Две самые яркие темы Битона — съемки британской королевской семьи и кадры с изображением главных талантов поколения — выделены в центральную инсталляцию с роскошным занавесом из стекляруса.  

Государственный Эрмитаж
Сесил Битон и культ звезд
9 декабря – 14 марта 2021

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией открытие выставки состоится в онлайн-формате.
Трансляция церемонии открытия пройдет в социальных сетях Государственного Эрмитажа 8 декабря в 16:00 и будет доступна по ссылке.

Генеральный партнер выставки ДЛТ. 

Материалы по теме:
Бриллиантовый юбилей
Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+