18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитаж проведет первую в России персональную выставку Сесила Битона

№87
Материал из газеты

Музей подготовил проект специально для показа в своих стенах, а затем в Великобритании

Сэр Сесил Уолтер Харди Битон (1904–1980) — светский денди и автор едких мемуаров, фотограф знаменитостей и создатель одного из самых известных военных снимков, кутюрье нарядов для селебрити и конструктор самих звезд. Поражает количество выдающихся личностей, с которыми он дружил или постоянно общался: Жан Кокто и Одри Хепберн, Сальвадор Дали и Коко Шанель, Марлен Дитрих и Фрэнсис Бэкон, Трумен Капоте и Рудольф Нуреев…

Выставка включает 100 фотографий, которые были сделаны Битоном в разные годы его полувековой карьеры. Они предоставлены Архивом Студии Битона, Музеем Виктории и Альберта, архивами журналов Vogue и Vanity Fair. Фишка проекта — акцент на портретах знатных эмигрантов первой волны и звезд русского балета. Так, ранее неизвестную фотографию Нуреева в духе поп-арт-коллажа куратор выставки Дарья Панайотти случайно обнаружила в архивах. 

Помимо таланта фотографа, Сесил Битон виртуозно владел стратегией продвижения, создания самого понятия звездности. Творческая биография Битона давно разложена по полочкам. Его полвека начинались в «ревущие» 1920-е, а завершились после молодежных революций 1960-х. Пиком карьеры стала работа над костюмами для мюзикла «Моя прекрасная леди». Сначала на Бродвее, потом в Голливуде. 

В итоге — две премии «Оскар» за работу художника и работу художника по костюмам. Одри Хепберн, исполнившая в голливудском фильме главную роль, говорила, что на снимках Битона она выглядит потрясающе.

 Сын торговца древесиной, недоучившийся в Кембридже, молодой Битон приехал в Лондон с одной целью — втереться в аристократические круги. Даже в Венецию сгонял на деньги, одолженные у отца, чтобы хоть там приблизиться к отдыхающему от туманов благородному обществу. Встретился с Сергеем Дягилевым, которого назвал в дневнике «очень толстым и горделивым». Показал ему театральные эскизы к студенческим спектаклям. Получил вежливое одобрение — а рассчитывал на приглашение в труппу «Русского балета».Одновременно Битон упорно искал знакомств с золотой молодежью, не забывая нажимать на спуск затвора. И когда в Лондоне открылся британский филиал Vogue, фотографа взяли в штат благодаря его «аристократическим» снимкам.

В 1935 году по предложению модельера Эльзы Скьяпарелли Сесил Битон приезжает в СССР. Об этом эпизоде в его жизни до недавнего времени было известно мало. Никаких иллюзий относительно страны большевиков он не питал, благо дружил с великими князьями, фотографировал Наталью Палей, внучку Александра II, и звезд русского балета. Но тогда было модно ездить в СССР, и он отправился в Москву и Ленинград. С годом поездки Битону повезло. Он увидел только что открывшееся московское метро и выставку иранского искусства в Эрмитаже, приуроченную к конгрессу иранистов. Во время двухчасовой экскурсии по музею Битон насчитал 80 залов и вычислил длину пройденного пути — 9 км. В дневниках упомянуто также посещение Мавзолея и профилактория для проституток. Мертвое тело — экзотика, девушки — неисправимы. Театрал Битон благосклонно отозвался о премьере балета «Светлый ручей» в Большом театре. От этого вояжа сохранилось небольшое количество фотографий. Впрочем, репортаж и не был коньком Битона.

В 1937 году ему поручено сделать фотопортреты Уоллис Симпсон, будущей жены короля Эдуарда VIII. Это его первый серьезный опыт по созданию звезды. Во время Второй мировой войны он делает тот самый снимок трехлетней Эйлин Данн на госпитальной кровати с повязкой на голове. В 1950-е снимает королеву Елизавету II — эти фотографии популярны до сих пор. А затем наступает эра театра и кино. Его портреты Одри Хепберн на съемках фильма «Моя прекрасная леди» — из разряда «звезда с звездою говорит».

Среди лучшего из раннего Битона на выставке будут показаны портрет его сестры Нэнси Битон в образе падающей звезды, сюрреалистический снимок White Panama Hat by Suzy, где голова модели торчит из шляпной коробки. В русско-советском разделе, где сплошь раритеты, значатся фото русских балерин, китчевый портрет Эльзы Скьяпарелли с вязанкой сушек и Покровский собор на Красной площади. Из классики — коронационный портрет Елизаветы II и снимки Одри Хепберн. Из позднего — автопортрет в образе Надара. Из совершенно неизвестного — портрет Сомерсета Моэма, сделанный в номере отеля, который Битон сам декорировал. 

Отдельно хочется отметить архитектурное решение выставки, за которое отвечает бюро PS Culture под руководством Юлии Наполовой. Две самые яркие темы Битона — съемки британской королевской семьи и кадры с изображением главных талантов поколения — выделены в центральную инсталляцию с роскошным занавесом из стекляруса.  

Государственный Эрмитаж
Сесил Битон и культ звезд
9 декабря – 14 марта 2021

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией открытие выставки состоится в онлайн-формате.
Трансляция церемонии открытия пройдет в социальных сетях Государственного Эрмитажа 8 декабря в 16:00 и будет доступна по ссылке.

Генеральный партнер выставки ДЛТ. 

Материалы по теме:
Бриллиантовый юбилей
Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+