18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Художник должен просто позволить себе быть собой»

№87
Материал из газеты

Художник и скульптор Андрей Осташов — о выставке «Силуэты снов» и о том, как рождаются его фантазийные образы

Герои ваших работ могли бы быть персонажами фэнтези. В работах видны и сказочность, и элементы этнографии. Кто-то говорит, что в них соединяются культуры Востока и Запада. В чем вы сами видите источник своего творчества? 

Я просто делаю то, что чувствую. Возможно, зрителю виднее, и каждый находит в моих скульптурах и рисунках что-то свое. Сама работа не идет линейно: поставил задачу и решил. У меня это всегда долгий процесс, когда смотришь, не нравится, переделываешь, и так снова и снова. Я останавливаюсь только тогда, когда понимаю, что уже нечего добавить. В этих поисках и рождается мой авторский стиль. Я, если честно, не могу его как-то определить или дать ему название.

А как появился этот образ девочки-девушки из ваших работ?

Это существо, может быть, даже бесполое, хотя, в принципе, женской энергии там больше. Женщина как персонаж мне ближе, понятнее, чувственнее, она более ранима и позволяет больше раскрыть в создаваемом образе.

А как появилось?.. Академия, ее среда — это одно. И многие художники этим потом и живут. Но, если сойти с академического пути, выйти на улицу, там можно встретить совсем других людей, не твоего круга, и начинаешь понимать, что они живут другим миром и другой средой. В такие моменты важно найти в себе смелость и сказать: «Я хочу делать то, что мне нравится, а не то, что правильно и ценится в определенных кругах». Нужно просто позволить себе быть собой.

Расскажите, о чем ваша выставка «Силуэты снов» в фонде IN ARTIBUS.

Вы правильно заметили, что мои работы фантазийны. Я недавно слушал одну лекцию про мозг. Это инструмент безумно сложный, универсальный, в нем пять петабайт памяти. Он может создать свою собственную вселенную — стоит лишь на этом сосредоточиться. Все эти фантазийные миры рождаются из мыслей, эмоций. И все представленные на выставке работы — иногда не очень серьезные, а иногда более глубокие, погружающие в философские рассуждения, — все они родились из фантазий. Но при этом мне хотелось, чтобы экспозиция звучала немного трагично, чтобы было ощущение нестабильности, неуравновешенности. Мне не хотелось, чтобы все было по правилам, чтобы были сплошное внутреннее равновесие и поток красоты. В «Силуэты снов» мы осознанно добавили тревожный эмоциональный фон, чтобы зрители чувствовали его и задумывались.

О чем?

Об одиночестве, может быть. Одиночестве в этих выдуманных мирах.

Но почему именно тревога?

Потому что радоваться мы все умеем, а вот сопереживать — человек должен до этого дорасти.

Скульптуры, представленные на выставке, отлиты из бронзы. Однако кажется, что они вылеплены из глины, в них видны движения вашей руки, даже неидеальность местами. Зачем это? 

Эта неидеальность позволяет приблизиться к автору. Такие «сырые», как бы незаконченные фрагменты рядом с хорошо обработанной бронзовой основой действуют на контрасте и делают скульптуру особенной, какой-то драгоценной — по крайней мере, я так чувствую. И таким образом я оставляю пространство для зрителя. Это как смотреть на живопись импрессионистов, к примеру. Вы видите тот же мир, что и другой человек, но он видит его совсем не так. Глядя на его работу, вы начинаете анализировать это и включаетесь в творческий процесс. И вот вы уже творите в своей голове образы, возможно, даже красочнее, чем сам художник.

Если присмотреться, в ваших работах можно найти довольно неожиданные детали. К примеру, миниатюрных плюшевых мишек. Это какой-то символ?

Понимаете, эти предметы перерастают в символы, когда человек начинает о них задумываться. Если не вглядываться, не размышлять, это всего лишь декоративные детали. В этом тоже есть какая-то магия нашего восприятия предмета. Как у Петрова-Водкина в натюрмортах. Вот стоит чашка, в ней налит чай. Мы воспринимаем это как некую гармонию, радость. А вот стоит стакан, рядом лежит ложка — мы почему-то чувствуем в этом тревогу. Здесь дело за зрителем, автор выступает проводником. Если принять точку зрения, что искусство — это игра, то почему бы и нет?

То есть вы играете со своим зрителем? 

Думаю, да. Иначе было бы вообще как-то грустно.

Как вы пережили период самоизоляции? Вынужденное затворничество помогло создать что-то новое или, наоборот, работать было трудно?

Этот период был действительно плодо­творным, но в то же время было тяжело. Потому что осталась только работа. Хоть я и трудоголик, для меня это не ново и такое интенсивное углубление в работу не сильно отличается от моего обычного графика, все же трудно, когда нет возможности делать что-то еще. Но, в принципе, я считаю, что жизнь и творчество не должны зависеть от каких-то внешних факторов — лишь от того, что внутри. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+