18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Сокровища графики и кусочек масла

№87
Материал из газеты

Среди ленинградских коллекционеров искусства часто встречались личности незаурядные, но Петр Корнилов выделялся даже в таком окружении

Два года назад галерист Ильдар Галеев придумал интересную кураторскую концепцию, когда посвятил выставку ленинградскому искусствоведу и писателю Всеволоду Петрову и художникам, с которыми тот дружил и о которых писал. Теперь предстоит выставка о другом ленинградском искусствоведе — Петре Корнилове (1896–1981) — и о его превосходном собрании графики отечественных художников, в основном современников коллекционера. Отметим, что в этом случае в планы вмешалась пандемическая реальность: каталог увидел свет до открытия самой выставки, которую пришлось передвинуть на начало 2021 года.

Петр Корнилов дружил с художниками и старше себя — Вениамином Белкиным, Георгием Верейским, Дмитрием Митрохиным, Павлом Шиллинговским, и с представителями своего поколения — Юрием Великановым, Константином Рудаковым, Соломоном Юдовиным. Одна коллега как-то назвала Петра Евгеньевича «другом всех художников».

Он не был коренным петер­буржцем. Родился в Симбирске, в семье повара гостиницы. В том же году Корниловы переехали в Казань, которая и стала, по существу, малой родиной Петра Евгеньевича. После революции 1917 года студент Константиновского межевого института пошел работать в Культпро­свет при казанском Совете депутатов и с этого времени связал свою жизнь со сферой искусства. В 1921-м он стал сотрудником Центрального музея Татарской АССР; год спустя его направили учиться в Петроградский университет на отделение археологии и искусства. Окончив его, Корнилов продолжил трудиться в казанском музее: создал там отделы гравюр и древнерусского искусства, реорганизовал научную библио­теку, провел три десятка выставок графики современных художников. Бывая в археологических экспедициях в Термезе, Корнилов завязал научные связи в Средней Азии и даже одно время работал замдиректора Бухарского государственного музея. А в 1932 году художник Всеволод Воинов, уходя с должности заведующего отделом графики Русского музея, рекомендовал поставить своим преемником именно Петра Корнилова. И тот навсегда стал ленинградцем. Отдел графики ГРМ он возглавлял до 1954 года, а еще на протяжении 30 лет преподавал в ИнЖСА им. Репина и ЛВХПУ им. Мухиной. Работал и в НИИ Академии художеств, где в 1930-х сформировал кабинет графики. К этому в придачу Корнилов был еще и страстным библиофилом, занимался экслибрисами. 

Все эти грани личности Корнилова отразились на страницах каталога. В книге опубликованы репродукции графических работ без малого 90 художников, входивших в круг его интересов. Ильдар Галеев, составитель каталога, сопроводил графику современников Корнилова материалами из его архива. Работы проиллюстрированы письмами Давида Бурлюка, Максимилиана Волошина, Владимира Милашевского, Анны Остроумовой-Лебедевой. Неменьший интерес представляют короткие, но выразительные мемуары самого Корнилова.

В издание включены биографическая хроника и библиография — свыше 300 публикаций за 60 лет научной работы. Специальная статья Ольги Улемновой посвящена деятельности Корнилова в Казани. Напечатаны и воспоминания: о нем подробно написала внучка Наталия, а также — в разное время — Дмитрий Лихачев и Борис Пиотровский, Владимир Конашевич и Дмитрий Митрохин. Все они говорят о порядочности и всегдашнем стремлении Корнилова прийти на помощь; не зря ведь Воинов в сонете-акростихе, посвященном другу, употребил выражение «облик благородный».

Особенно это проявилось во время блокады города. Корнилов тогда не только проводил регулярные семинары в ленинградском Доме ученых, но и помогал, чем мог, друзьям и коллегам. Приведем фрагмент из его собственных воспоминаний: «Митрохин потерял Алису Яковлевну (речь о жене художника, известной керамистке Брускетти-Митрохиной. — TANR), остался одиноким и совершенно неприспособленным к жизни. Мне было трудно бывать у него из-за большого расстояния. Но все-таки изредка я навещал его. Однажды принес ему несколько поленьев дров и передал небольшой кусочек масла. Застал его посиневшим, осунувшимся, в холодной комнате. К сожалению, большего я сделать ничего не мог». Как знать, возможно, такая скромная поддержка «друга всех художников» спасла жизнь Митрохину и иным. Рассматривая каталог, хорошо бы помнить и об этом качестве Петра Корнилова. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+