18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кому подарить книгу по искусству

Книги по искусству — хороший подарок, их одинаково интересно и читать, и рассматривать. Главное — точно подобрать книге читателя. Вот новинки последних двух лет с рекомендациями, кому их дарить

Скучающим в музее

Оссиан Уорд. «Лучше посмотреть еще раз. Как полюбить искусство прошлого»

Существует множество книг, объясняющих современное искусство. Оссиан Уорд тоже написал такую — «Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство». Но потом решил рассказать, как смотреть искусство старое, о котором, конечно, много написано, но не так, как ему бы хотелось. В новой книге «Лучше посмотреть еще раз. Как полюбить искусство прошлого» Уорд предлагает вглядеться в признанные шедевры и не слишком известные картины старых мастеров, как будто вы видите их впервые, и не стесняться увидеть их «неправильно». Удивиться, почему у Рубенса такие толстые женщины или чем привлекает не слишком красивая молочница на картине Вермеера. Уорд любит искусство и уважает своих читателей, независимо от их образованности. Его книга, стоит заметить, интересна и любящим искусство прошлого: она помогает промыть замыленный знаниями глаз.


Тем, кто не хочет обратно в СССР

Каталог «Это было навсегда. 68/85»

Книга, выпущенная Государственной Третьяковской галереей к выставке «Ненавсегда. 1968–1985», во-первых, полный каталог, где воспроизведены не только все работы с экспозиции, но и пояснения к разделам и отдельным произведениям. Так что замысел и задачи кураторов становятся ясны и не вызывают сомнений, а при осмотре выставки они оставались, ведь прочитать и осмыслить все тексты в залах не было ни времени, ни сил. Во-вторых, дополняющие каталог статьи о разных аспектах жизни во времена застоя написаны интересно и объясняют, как можно было существовать в советском обществе, сохраняя личную независимость и объединяясь с близкими по духу и интересам людьми. В этих статьях нет ни идеализации, ни демонизации поздней советской действительности и искусства того времени. Они правдивы. У людей старшего поколения книга не вызовет ностальгии, но и горечи за прожитые годы тоже не возникнет. Тем же, кто родился позже, будет интересно узнать, как жилось при закате империи.


На радость англоманам

Каталог «Британский постер XIX–XX веков из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина»

Каталог-резоне собрания английского рекламного плаката Пушкинского музея — это больше чем демонстрация уникальной коммерческой графики. Увлекательный текст ее музейного хранителя Ирины Никифоровой повествует не только о произведениях и их авторах, но и о представлениях британцев о самой возможности продвижения товаров и услуг. Дело в том, что чопорные островитяне долго считали рекламирование делом не вполне достойным. Первые рекламные постеры существовали только в эскизах, поскольку заказов на них не было, а художники равнялись на Париж, где уличная реклама процветала. Художники-графики постепенно, конечно, сломали предвзятое отношение к своей профессиональной деятельности, в том числе чисто английским способом — создали в 1898 году собственный клуб. Хотя долгое время реклама оставалась исключительно добродетельной и женские чулки мог представлять публике священник, чувство юмора в конце концов победило, и британский постер стал искусством.


Для взыскательного читателя

Элисон Коул «Ренессанс в Италии. Жизнь при дворе: искусство, удовольствие, власть»

Книгу Элисон Коул можно назвать безупречной. Она научная, со множеством цитат и ссылок на источники и новейшие исследования, при этом занимательна; написана строго, но не сухо; посвящена, казалось бы, досконально изученной теме — итальянскому Ренессансу, но описывает его с нетривиального ракурса. Это книга не столько о художниках, сколько об их заказчиках. В XV веке правители городов-государств Мантуя, Милан, Неаполь, Урбино, Феррара использовали художников для легитимации и прославления своей власти. Вместе с придворными интеллектуалами герцоги формулировали художникам сложные идеологические программы, которые те старательно воплощали в росписях дворцов и храмов. Идеологический диктат и жесткая цензура, однако, не мешали созданию шедевров: заказчики были людьми незаурядными, сведущими в искусстве и философии. Правда, относились они к художникам как к обслуге, и великому Леонардо при дворе Лодовико Сфорца регулярно не платили.


Для модных и любознательных дам

Сурия Садекова «Собачка Воскресная. Записки куратора о людях, собаках и тайных страстях мира искусства»

Это очень изящно и удобно — умещается в небольшой сумочке — изданная книга. Она собрана из постов в Facebook научного сотрудника Пушкинского музея, куратора и автора многочисленных публикаций об искусстве и арт-рынке. В течение шести лет Сурия Садекова выкладывала по воскресеньям фрагменты картин с изображением собак. Каждая собачка воскресная давала ей повод рассказать о рынке искусства, истории коллекционирования, увиденных выставках и важности кураторской работы. С особой признательностью Садекова рассказывает о коллекционерах, таких как писательница-модернистка Гертруда Стайн, привечавшая в своем салоне Пабло Пикассо, или миллионер Генри Клей Фрик, который собрал восхитительную коллекцию подлинных шедевров, ставшую одним из лучших музеев Нью-Йорка.


Поклонникам классического современного искусства

Йоко Оно «Небо всегда ясное»

Йоко Оно — ветеран и классик современного искусства. К ее выставке- ретроспективе «Небо всегда ясное» Московский музей современного искусства выпустил издание-каталог с избранными «инструкциями» художницы. Она начала составлять их полвека назад, когда переехала в Нью-Йорк. В них зрителям предлагается слушать, как движется Земля, летать, прикасаться к другу или делать собственные арт-объекты. Когда-то «инструкции» Йоко Оно выполнял и Джон Леннон (например, вбил воображаемый гвоздь). В статьях искусствоведа Гуннара Б. Кварана и Наоко Сэки, куратора Музея современного искусства в Токио, рассказывается о творчестве Йоко Оно, ее знаменитых перформансах, а также проводится сравнение ее «инструкций» с хокку. Если кто-то еще не попал под обаяние личности и искусства Оно, то книга поможет проникнуться уважением и симпатией к художнице.


Любителям Эдварда Хоппера

Дидье Оттанже «Эдвард Хоппер: мечтатель без иллюзий»

Картин Эдварда Хоппера нет в отечественных музеях, их не привозили к нам на выставки, а книга Дидье Оттанже — первая об американском художнике, переведенная на русский язык. Несмотря на это, Хоппера у нас знают и любят, фрагменты его картин воспроизведены на обложках десятков книг, где главная тема — экзистенциальное одиночество человека. Французский искусствовед написал очень информативную книгу. В ней изложена биография Хоппера, рассказано о его поисках собственного стиля — а они проходили на фоне споров американских художников о том, каким быть новому национальному искусству. Оттанже рассказывает об этих спорах подробно, упоминает множество имен художников и названий их объединений, так что чтение его книги будет полезно тем, кто с историей американского искусства первой половины ХХ века незнаком. В книге воспроизведено несколько десятков картин художника, к которым Оттанже сделал развернутые подписи, но она малоформатная, так что читать ее интереснее, чем рассматривать.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+