Московский дом художника Василия Поленова на Зоологической улице, 13, находившийся на балансе Государственного центра современного искусства, передан Государственному музею-заповеднику В.Д.Поленова (Тульская область) в качестве филиала. Об этом нашему изданию рассказала его директор Наталья Поленова. В доме необходимо провести научную реставрацию, к которой музей-заповедник намерен приступить в ближайшее время. Сейчас начаты архивные изыскания, а также поиски финансирования.
Дом Поленова, также известный как Дом театрального просвещения им. академика В.Д.Поленова, был построен в 1915–1916 годах по собственному проекту художника при участии Осипа Шишковского и финансовой поддержке Саввы Мамонтова. Он стал последним проектом Василия Поленова. Здание с башенкой и небольшими окошками имело характерные черты архитектурной манеры художника и будто составляло единый ансамбль с постройками в его усадьбе на Оке. Дом был похож на небольшой замок, особенно выигрышно смотревшийся рядом с прудом речки Кабаниха (ныне на территории зоопарка). Однако здание предназначалось не для жилья. Оно задумывалось как культурный центр — театральная лаборатория для всей России, народный театр, концепция которого была крайне популярна до революции.
В доме располагались зал для спектаклей, декорационные и костюмерные мастерские, склады декораций, бутафории, реквизита и театральная библиотека. Спектакли шли в декорациях работы самого Поленова. После 1917 года Дом театрального просвещения продолжил свою деятельность, став, как говорит Наталья Поленова, «фактически первым ДК в Советской России». Но пожар 1928 года уничтожил декорации Поленова, реквизит и некоторые архитектурные элементы здания.
В 1930-е годы дом передали заводу «Гостеасвет», и со временем его сильно перестроили: исчезли характерные готические окна на главном фасаде, навершие башни, был изменен силуэт кровли, появились многочисленные пристройки и перепланировки. В 2001 году здание отошло Государственному центру современного искусства, располагающемуся рядом. В доме Поленова разместили творческие мастерские, однако работ по восстановлению его исторического облика не велось. Более того, «Архнадзор» и другие градозащитники забили тревогу, обеспокоенные перспективами его дальнейшего существования, когда в 2009 году ГЦСИ решили расширить. Некоторое время дом Поленова находился в ведении РОСИЗО, в состав которого вошел ГЦСИ (а еще через некоторое время он влился в ГМИИ им. А.С.Пушкина), и были планы по его реконструкции как части комплекса на Зоологической, которые так и не осуществились. В конце осени 2020 года пустующий и аварийный дом был передан музею-заповеднику Поленова.
«Нас давно волновала судьба этого знакового дома, — рассказала нам Наталья Поленова, — ведь он и в стилевом отношении, и в культурном напрямую связан с тем наследием, которое нам удалось сохранить в Поленове. Но, увы, у него не было хозяина, который бы ставил перед собой такие задачи. И потому мы имеем то, что имеем, — руину… И вот наконец в этом году мы получили дом Поленова в качестве московского филиала! Теперь в первую очередь необходимо найти средства на его восстановление. Василий Дмитриевич Поленов не только знаменитый пейзажист, исторический и театральный художник. Он ведь еще и замечательный оригинальный архитектор. Так что требуется сложная научная реставрация Театрального дома, разумеется с учетом изначального проекта. А затем и восстановление его творческой деятельности в том виде, как это задумывал сам Поленов. Театральная тема для музея Поленова очень важна: традиции домашних постановок в самой усадьбе никогда не прерывались и сегодня они являются важной составляющей нашей основной деятельности».
По словам Поленовой, после завершения реставрации в доме на Зоологической будут устроены выставочный зал и музейный театр — театральный музей. «Это будет разом и арт-резиденция с мастер-классами, и выставочное пространство. А также реконструкция поленовских постановок. Мы планируем сотрудничество с театральными фестивалями и экспериментальными площадками — в том же формате, как мы это делаем на наших летних фестивалях в заповеднике. Это будет еще и „зимняя площадка“ нашего музея».
Создание московского филиала не единственный пример выхода музея-заповедника за пределы усадьбы Поленово. Только что, осенью 2020 года, он открыл филиал в Туле — Центр семейной истории, который стал одним из самых любопытных мест в новом музейном кластере в историческом центре города. В случае Тулы создание филиала и приведение в порядок старинных зданий, в которых он расположился, стали возможными благодаря федеральной программе к празднованию 500-летия Тульского кремля.
Однако в случае московского особняка, как рассказала нам Наталья Поленова, ситуация не выглядит столь радужной. «Ясно, что такие грандиозные планы требуют больших финансовых затрат. Мы надеемся как на государственные, так и на частные инвестиции. В 2024 году исполнится 180 лет со дня рождения Василия Поленова. Нам кажется, что определение этого года как юбилейного, как культурного праздника федерального значения вполне логично. Мечталось бы, чтобы к этому времени и наш московский филиал уже зажил достойной культурной жизнью. Пока же будем делать то, что возможно в текущих условиях. Дом хотя бы продолжает отапливаться, и процесс разрушения немного замедлился. Мы же пока начали разработку концепции и проектной документации филиала».
Поленову повезло больше, чем Левитану: на протяжении нескольких поколений потомки активно занимаются защитой и сохранением его наследия. Дом-мастерскую Исаака Левитана в Москве, находящийся в таком же состоянии, музеефицировать оказалось некому. Третьяковская галерея отказалась от предложенного особняка, в частности из-за отсутствия необходимого финансирования. Однако привести в порядок дом Левитана, видимо, все же удастся. Его приобрел галерист Владимир Овчаренко, который уже этой весной планирует показать там специальный художественный проект.