18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство в кубе

№87, декабрь-январь 2021
№87
Материал из газеты

Молодая художница Катерина Плеханова рассказала о своей первой персональной выставке, любви к раскладыванию предметов на фрагменты и далекоидущих творческих планах

Катерина Плеханова. Фото: Катерина Плеханова
Катерина Плеханова.
Фото: Катерина Плеханова

Когда вы начали заниматься живописью?  Где получили образование?

Живописью я занималась всегда, с самого детства. Сколько себя помню, я всегда рисовала. Были перерывы, конечно, но я так или иначе снова возвращалась к краскам. Училась и в художественной школе, и в разных творческих мастерских, и у частных преподавателей. А осознанно я начала заниматься живописью, когда решила поступать в университет на специальность «дизайн костюма». Я брала частные уроки академической живописи и рисунка на протяжении двух лет перед поступлением и продолжила уже в вузе. Образование получила в Текстильном университете им. Косыгина по специальности «художник-модельер».

Катерина Плеханова. «Пионы». 2019. Фото: Катерина Плеханова
Катерина Плеханова. «Пионы». 2019.
Фото: Катерина Плеханова

Первая соло-выставка — это всегда очень важная ступень в творческой карьере. Долго вы к этому шли? 

Я в течение последних трех лет стараюсь ежегодно проводить небольшие выставки в Москве, но в этом году первый раз экспозиция по-настоящему крупная и объединена общей темой. На выставке «Жизнь в кубизме», которая проходит в особняке на Конюшковской улице (БКС Ультима), собраны кубистические работы, созданные мною за пять лет. И можно сказать, что к этой выставке я все эти годы и шла. Именно пять лет назад мне захотелось чего-то другого в живописи, чего я еще не делала, уйти от реалистической и академической школы и выйти на новый для себя уровень. По стечению обстоятельств мой хороший друг, профессиональный художник, показал мне основы техники кубизма и конструктивизма. Она меня мгновенно увлекла и увлекает по сей день. Хотя, должна сказать, поначалу было нелегко, и первые работы я сама не понимала, мне хотелось интуитивно добавить больше реализма. Сейчас смотрю на некоторые из них и вижу, что они сделаны действительно хорошо. Что-то из этих первых опытов уже в частных собраниях, но себе я тоже кое-что пока оставила. 

Катерина Плеханова. «Дома». 2020. Фото: Катерина Плеханова
Катерина Плеханова. «Дома». 2020.
Фото: Катерина Плеханова

А чем конкретно привлекает именно кубизм?

Многим, на самом деле. Мне доставляет большое удовольствие раскладывать предметы на фрагменты, когда нужно искать разные ракурсы, разбивать трехмерные объекты на отдельные элементы и переносить на двухмерную плоскость. Я вообще люблю обобщать форму, приводить ее к геометрическим фигурам. Также применяю конструктивистские техники — в некоторых работах нет ни одной лишней линии, все построено по параллелям, перпендикулярам и полукругам по изначально заданному направлению. Это всегда игра с формой, деконструкцией, плоскостью и цветом. Я думаю, именно за счет этих моментов мою работу в результате хочется разглядывать, всматриваться в нее, искать что-то свое. Это завораживает. 

А еще какие направления в искусстве вам близки, в чем хотелось бы себя попробовать? 

Я думаю, время покажет, но точкой опоры точно будет кубизм, конструктивизм. Мне самой как-то сложно говорить о себе, я не думаю о стиле, когда пишу. Я просто четко понимаю и знаю технику и опираюсь на нее. Плюс использую свою уникальную технику заполнения цветом, благодаря которой у изображения появляется объем. Хотя сейчас многие говорят, что у меня смешение разных стилей: импрессионизм, кубизм, конструктивизм, экспрессионизм... И когда меня спрашивают: «В каком стиле вы работаете?» — мне всегда хочется ответить:  «В своем». (Смеется.) Конечно, я допускаю, что позже буду работать совсем в другом направлении. К примеру, мне нравится беспредметная живопись. Но сейчас я все-таки за кубизм.

Катерина Плеханова. «Денежное дерево». 2020. Фото: Катерина Плеханова
Катерина Плеханова. «Денежное дерево». 2020.
Фото: Катерина Плеханова

Сложно быть молодым художником в современном мире? Как выделиться, как сделать так, чтобы вас заметили?

На самом деле не важно, кто ты — художник, галерист, экономист, бухгалтер или владелец бизнеса. Сейчас всем нелегко. Везде есть свои сложности, есть взлеты и падения, минусы и плюсы. Просто нужно делать то, что нравится, делать это с удовольствием и любовью, искать что-то новое, двигаться, развиваться и не останавливаться. А чтобы выделиться, нужно быть собой, потому что каждый человек уникален. У меня и живопись про это: каждый объект уникален, именно в этом красота.

Для вас искусство — это профессия или больше увлечение?

Для меня искусство — это жизнь. Я в принципе не мыслю себя без искусства, без созидания. Если долго ничего не пишу, начинаю тосковать по творческому процессу. 

Катерина Плеханова. «Букет с тюльпанами». 2019. Фото: Катерина Плеханова
Катерина Плеханова. «Букет с тюльпанами». 2019.
Фото: Катерина Плеханова

Многие художники говорят, что период самоизоляции был для них очень плодотворным, позволив открыть новые грани их таланта. Вы можете сказать нечто подобное о себе?

Да, самоизоляция для меня действительно была очень продуктивной. Я дописала за этот карантин шесть работ, начатых еще в 2019 году, приступила к нескольким новым картинам, плюс начала еще одну серию. Пандемия, конечно, сильно скорректировала мои планы. У меня еще этим летом должны были открыться большие выставки в Москве и Санкт-Петербурге. В столице в итоге она состоялась только в ноябре, и то с ограничением по посещаемости. А вот экспозицию в Санкт-Петербурге, наверное, уже придется перенести на следующий год. 

Катерина Плеханова. «На террасе». 2020. Фото: Катерина Плеханова
Катерина Плеханова. «На террасе». 2020.
Фото: Катерина Плеханова

Есть у вас какая-то глобальная цель или мечта? Может быть, поучаствовать в Венецианской биеннале или собственная выставка в Музее Виктории и Альберта?

Конечно, как и любой другой художник, я хочу, чтобы мои работы были представлены в лучших музеях мира. Особенно хочу персональную выставку в венской Альбертине. (Улыбается.) Целей и запросов на будущее много, но пока не буду о них говорить, ведь «хочешь насмешить бога — расскажи ему о своих планах». Сегодня вообще сложно что-то планировать. Но из ближайшего — участие в нескольких международных арт-ярмарках и новые персональные выставки. Вот к концу 2021 года готовим экспозицию моих больших живописных работ. А сейчас я пока мечтаю просто о большой светлой студии-мастерской, где я могла бы не только творить, но и показывать картины гостям, коллекционерам и посетителям. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+