18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Форум Гумбольдта в Берлине открылся заочно

Грандиозную премьеру в новом музейном центре пришлось заменить онлайн-презентацией

Этого события ждали много лет, оно должно было стать эпохальным для Берлина и всей Германии. Некоторое время назад федеральный министр культуры Моника Грюттерс даже назвала проект музейного строительства «визитной карточкой нашего народа». Однако момент предъявления готовой «визитки» то и дело откладывался. Величественный культурный комплекс предполагали открыть еще в 2019 году, потом сроки сдвинулись на сентябрь 2020-го, но из-за пандемии коронавируса и этот дедлайн соблюсти не удалось.

Казалось, уж в декабре-то все наверняка пройдет наилучшим образом. И тут очередной удар: правительство Германии объявило о вводе с 16 декабря режима строгого карантина на территории страны. Торжество пришлось устраивать исключительно в виртуальном пространстве; назначенное на 17 декабря офлайновое открытие отменено. О том, когда посетители смогут наконец увидеть новые залы вживую, пока не сообщается: все зависит от дальнейшей эпидемиологической обстановки.

Музейно-выставочный комплекс в центре Берлина, названный в честь знаменитого ученого эпохи Просвещения Александра Гумбольдта, возведен на месте бывшего королевского дворца, сильно пострадавшего в конце Второй мировой войны и снесенного властями ГДР в 1950 году. К 1976 году здесь построили бетонный Дворец Республики, где заседал парламент, — это здание демонтировали после объединения двух Германий. В 2002 году было принято решение о частичном воссоздании прежнего Берлинского дворца. В 2008 году конкурс проектов по его реконструкции выиграл итальянский архитектор Франко Стелла; строительство началось в 2012-м.

Новый комплекс вписан в тот же периметр, что и уничтоженный дворец прусского короля Фридриха I, причем три барочных фасада тщательно восстановлены по сохранившимся документам. Вместе с тем речь не идет о полном копировании оригинала, архитектор Франко Стелла многое спроектировал заново, в современном духе. Интерьеры же и вовсе не подразумевалось стилизовать под старину, за исключением отдельных элементов.

Строительство комплекса обошлось недешево. На одно только воссоздание исторических фасадов потрачено €105 млн, а общая стоимость проекта, согласно последним оценкам, составила €677 млн. Свыше 80% финансирования выделило федеральное правительство, еще €32 млн внесла земля Берлин, и около €80 млн вложили частные благотворители и спонсоры. Общая полезная площадь всего архитектурного ансамбля составляет свыше 96 тыс. кв. м, из них около 40 тыс. кв. м отдано музейным и выставочным пространствам.

В новом комплексе разместились неевропейские этнографические коллекции, собрания предметов искусства стран Азии, постоянная экспозиция, посвященная истории города, а также залы для временных выставок и открытая исследовательская лаборатория берлинского Университета Гумбольдта.

Познакомиться с содержимым Форума Гумбольдта пока можно лишь виртуально. В вечер открытия на сайте институции представили «цифровое превью» — специально подготовленное шоу, где приветствия от музейщиков и художников из разных стран перемежались с краткими хроникальными флешбэками и беглыми обзорами премьерных выставок, среди которых «Глобальный Берлин», «После природы», «Впечатления. Братья Гумбольдт», «История места» и интерактивный проект для детей под названием «Присаживайтесь!». Заглядывала веб-камера и в залы, где разместились коллекции Этнологического музея и Музея азиатского искусства. Разумеется, предложенный цифровой формат позволял скорее заинтриговать, нежели дать подробное представление о новом очаге культуры. Организаторы обещают, что другие онлайн-программы уже на подходе.

Задолго до окончания строительства Форума Гумбольдта этот проект подвергался всевозможной критике: и за «старомодные» архитектурные решения, и за дороговизну воплощения, а в последнее время еще и за отсутствие рефлексии по поводу колониального прошлого. Руководство нового музейного центра обещает учитывать критические мнения, но ратует за взвешенность любых решений. Выступая на интернет-брифинге в день открытия комплекса, его директор Хартмут Доргерло подчеркнул, что культурная программа Форума Гумбольдта не намерена обходить вниманием никакие острые проблемы, включая темы колониальной политики и расовой дискриминации. «Я бы хотел пригласить сюда всех критиков и скептиков», — сказал Доргерло.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+