18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Слиток знаний

№87
Материал из газеты

Теперь уже не всегда возможно установить, какими путями эти драгоценные предметы разных времен и стилей оказались в Особой кладовой Исторического музея

В далеком 2007 году Государственный исторический музей открыл временную выставку «Золото — металл богов и царь металлов», ради которой с полок сокровищницы музея, Особой кладовой, впервые достали несколько сотен предметов из драгметаллов. Выставка, развернутая в залах первого этажа, пользовалась такой популярностью, что ее решили превратить в постоянную экспозицию. Она стала одной из главных аттракций для туристов, приходящих с Красной площади и редко добредающих до верхних этажей музея. Безумный восторг вызывает сверкание желтого металла в полутемных залах и у детей, которые потом тянут родителей обратно, в «пещеру дракона». Теперь часть сокровищ можно унести с собой, пусть и символически: Исторический музей выпустил каталог своей Особой кладовой, показав там вещи из постоянной экспозиции, а также то, что у публики мало шансов увидеть.

Каталог с большими буквами «Золото» на обложке оформлен эффектно — в виде сверкающего металлом слитка. Внутри он наполнен фотографиями золотых, серебряных и позолоченных предметов; здесь и общие планы экспонатов, и макросъемка эффектных деталей, которые завораживают тонкостью работы ювелиров. Структурно каталог повторяет разделы экспозиции. Его автором выступила куратор выставки, заведующая отделом драгоценных металлов Татьяна Сизова.

Раздел «Золото и власть» посвящен символике и регалиям (в глазах начинает слегка рябить от двуглавых орлов). Ключевые предметы раздела «Золотые пиры» — драгоценные кубки, которые привозили из Европы в качестве даров в XVI–XVII веках; однако тут есть и золотые чарки, которые жаловала казакам Екатерина Великая, и громоздкие подарочные конструкции эпохи историзма. Женскому сердцу особенно приятна глава «Золото и мода», где представлены ювелирные украшения XVIII–XX веков. Наконец, «Золото богов» рассказывает об окладах, потирах, посохах и прочей религиозной атрибутике.

Основной упор в издании делается на яркую визуальную составляющую, а не на каталожные описания, хотя они тоже, конечно, присутствуют. Дело в особенностях бытования предметов декоративно-прикладного искусства: владельцы воспринимали их в первую очередь как материальную ценность, а не как исторический артефакт. И коллекция Исторического музея все-таки не Оружейная палата. Поэтому если на предмете нет владельческой или жалованной надписи, то о его происхождении автор каталога мог сказать лишь что-то вроде «поступление: из кассы приема и выдачи ценностей», «приобретено в Торгсине» или «в 1921 году из собраний, доставленных отделом по делам музеев и частных лиц, находившихся на хранении и не взятых владельцами». Понятно: времена были смутные.

Хотя здесь есть экспонаты, поступившие в 1905 году в составе дара Петра Щукина (1853–1912). После выставки в ГМИИ, посвященной братьям-собирателям, эти вещи особенно отрадно встретить и порадоваться богатству вклада. В тех случаях, когда у предмета все-таки есть «биография» (как, например, у чарки, выточенной из орехового капа Петром I), музей рассказывает о нем все, что возможно. Увы, из-за особенностей нашей истории происходит это нечасто. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+