В эту пятницу, 17 октября, итальянское правительство будет рассматривать вопрос о строительстве нового углубленного канала через Венецианскую лагуну. Обеспокоенная строительными проектами, ЮНЕСКО призывает сформировать наблюдательную комиссию и, возможно, включить Венецию в список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой.
Итальянское правительство будет рассматривать вопрос о строительстве нового углубленного канала через Венецианскую лагуну. Предполагается, что он позволит круизным лайнерам заходить в венецианский порт, минуя город.
Проект, обнародованный в августе, вызвал лавину возражений со стороны специалистов в области защиты окружающей среды. Их поддержало уже 27 тыс. человек, подписавших петицию против строительства, в том числе 40 сенаторов в Риме, заявивших, что проект не только не решит старую проблему, но породит новую. Строительство канала ускорит размывание лагуны и ее слияние с открытым морем, что подвергнет город еще большему риску.
ЮНЕСКО, которая слишком долго обходила молчанием нависшую над Венецией нарастающую угрозу, а также проблему вопиюще нерадивого управления, вскрывшуюся в результате обнаружения масштабной коррупции в ходе сооружения дамб для защиты от наводнений, наконец-то показала когти. В июне этого года на собрании Комитета всемирного наследия в Дохе было вынесено несколько резолюций, свидетельствующих о ее намерении потребовать от итальянского правительства отчета о его действиях и включить Венецию в список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой, в случае если отчет покажется ей неудовлетворительным.
ЮНЕСКО выразила обеспокоенность масштабами и размахом вариантов развития инфраструктурных, навигационных и строительных проектов в лагуне, представляющих потенциальную опасность для того, что она назвала «выдающейся всемирной ценностью» Венеции, поскольку их осуществление может вызвать необратимые изменения в ее морском и земном рельефе.
Она потребовала, чтобы итальянское правительство провело оценку потенциального воздействия всех этих проектов на объекты всемирного наследия, которая бы учла как индивидуальный, так и накопительный эффект подобных преобразований лагуны и непосредственно связанного с ней морского и земного рельефа, чтобы предотвратить вероятные необратимые изменения и потенциальные источники угрозы для лагуны и города.
ЮНЕСКО ясно дала понять, что не считает допустимым ни одно решение, предполагающее, что круизные лайнеры будут продолжать передвигаться по лагуне, и призвала итальянское правительство принять закон, запрещающий им и нефтеналивным судам входить в ее воды. Кроме того, она продемонстрировала осведомленность в том, что опасная ситуация сложилась в результате преследования определенных экономических интересов, и призвала финансовые учреждения и ведомства, прежде чем планировать инвестиции в крупномасштабные строительные проекты в пределах города и его окрестностях, оценивать их воздействие на объекты всемирного наследия и окружающую среду, убеждаясь в том, что на Венецию и ее лагуну не будет оказано отрицательного воздействия.
Далее в своей резолюции ЮНЕСКО обратилась к итальянскому правительству с просьбой пригласить в 2015 году совместную наблюдательную миссию ЮНЕСКО и Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест с целью оценки состояния Венеции и ее лагуны, в том числе потенциального воздействия строительных проектов, среди которых и планы венецианского порта. Кроме того, итальянское правительство попросили представить доклад о состоянии сохранности объектов до 1 февраля 2015 года и отчет о действиях, предпринятых к 31 декабря 2015 года.