Младшие Брейгели — уникальное явление: связанные родственными узами четыре поколения художников творили на протяжении более 100 лет, c XVI по XVIII век. Был один выдающийся отец, у него — два сына-живописца, далее — два внука и два внучатых зятя и еще четыре правнука. Два Питера, три Яна, Ян Питер — легко запутаться. Подобного не было ни до, ни после них, разве что семейство Баха в музыке.
Ставшая основой выставки коллекция нидерландской живописи Валерии и Константина Мауергауз — также явление исключительное. Она сформировалась в течение последних 15 лет в результате покупок на аукционах и в галереях. Это была большая удача: цены на картины Брейгелей за тот же период взлетели. Если в 1990-е Питер Брейгель Младший продавался за $1,5 млн, то в 2011 году на аукционе Christie’s в Лондоне его работа ушла за $10,7 млн!
В 2015 году коллекцию Мауергаузов уже показывали в ГМИИ им. А.С.Пушкина. В тот раз, как и сейчас, куратором экспозиции был профессор, доктор наук Вадим Садков. Но пять лет назад публика увидела только 29 работ — ныне же нашему вниманию предложено 70 произведений: порядка 19 картин Питера Брейгеля Младшего (1564–1638), 2 работы Яна Брейгеля Старшего (1568–1625), произведения его сына Яна Брейгеля Младшего (1601–1678) и многое другое.
Начало активному семейному брейгелеведению положила в 1997-м выставка Breughel —Brueghel, которую курировал немецкий исследователь Клаус Эртц. На ней впервые рядом висели работы двух братьев, сыновей Брейгеля Старшего. В 2002-м в нескольких европейских городах прошла выставка Brueghel Enterprises («Предприятия Брейгелей») — и о феномене заговорили в полный голос. Самый горячий вопрос, который интересовал всех: а как, собственно, эти копии появились?
Современному зрителю, живущему в цифровой век, когда для копирования изображения достаточно нажать кнопку телефона, непонятны сложности XVI столетия. Чтобы представить себе драматизм ситуации, надо перенестись в 1569 год, когда в Брюсселе неожиданно умирает 45-летний преуспевающий художник Питер Брейгель. У него остались молодая вдова и трое детей — дочь и два сына: старшему было около пяти лет, младшему — год.
Активный творческий период Брейгеля Старшего занял последние 16 лет жизни. За это время он создал около 50 работ. Большинство из них хранились в частных коллекциях; еще в XVI веке на них наблюдался ажиотажный спрос (император Священной Римской империи Рудольф II давал задания своим посланникам искать и приобретать работы Брейгеля). То есть наследие художника высоко котировалось и было доступно ограниченному кругу богатых и влиятельных людей, но отнюдь не ближайшим родственникам.
Как в такой ситуации два маленьких мальчика выросли и стали не просто художниками, а точными копиистами отца, оставалось загадкой. Их мать Майкен Кук умерла через девять лет после мужа. Есть версия, что Питера и Яна воспитала бабушка Майкен Верхюльст, художник-миниатюрист и вдова Питера Кука ван Альста. Но даже если ты растешь в семье художников, этого недостаточно, чтобы воспроизводить картины отца, которых ты часто вообще не видел, с феноменальной точностью.
Только современные методы исследования (съемка в инфракрасном спектре) позволили увидеть, что на грунтованные доски — основу будущих картин — Питер Брейгель Младший переносил изображения с картонов. Метод назывался «припорох»: на картоне по контурам рисунка имелись дырочки, по ним проводили мешочком с угольной пылью, рисунок отпечатывался на доске. По всей видимости, картоны и предварительные эскизы были тем наследием, которое хранилось в семье и на основе которого возникла династия. До наших дней этот рабочий материал не дошел.
Питер Брейгель Младший — первенец Брейгеля Мужицкого — посвятил практически всю жизнь популяризации творчества отца. Его работы стоили на порядок дешевле: если старший Брейгель продавался за 700 гульденов, то копии сына — за 70. (Такие цифры назывались в 2002-м в связи с выставкой Brueghel Enterprises.) Питер-младший подписывал вещи семейной фамилией, но практически всегда ставил год, что помогает в атрибуции. То есть он производил действительно копии, а не подделки. Объем производства у наследников был на порядок выше: 50 картинам отца семейство противопоставило почти 1,5 тыс. копий, некоторые композиции повторялись до 50 раз!
Ян Брейгель Старший, второй сын основателя династии, выбрал собственный путь: он на семь лет уехал в Италию, где и сформировался как художник. Его картины носили более камерный характер, почерк отличался маньеристической утонченностью, а живописный слой — из-за лессировок — прозрачностью. Помимо аллегорических и пасторальных сценок, он прославился цветочными композициями, был одним из родоначальников цветочного натюрморта. Из-за живописной манеры он получил прозвище Бархатный, в то время как его старшего брата, который утрировал манеру отца, именовали Адским. Сын Яна-старшего, Ян Брейгель Младший, наследовал как мастерскую отца, так и круг его живописных тем и во многом — манеру.
Что такого притягательного было в творчестве Питера Брейгеля Старшего, что даже его копии имели и имеют такой бешеный спрос? В истории искусств есть ключевые фигуры, вокруг которых формируется священный культ. (В русском искусстве таким является, например, Казимир Малевич.) Брейгель Старший явно в их числе. Ярчайший представитель Северного Возрождения, он совершил переход от религиозной живописи к светской: насытил религиозные сюжеты житейскими подробностями и одновременно возвысил своих современников до уровня библейских героев. Он придумал Землю (или даже Вселенную): подарил плоской как блюдце Голландии виды бескрайних гор и долин. И это были не просто топографические красоты, а Земля как творение Бога. Брейгель жил во времена Реформации, буржуазной революции, раздела Нидерландов на испанскую Фландрию и независимую Голландию, и ужас и жестокость этих потрясений явно нашли отражение в его творчестве. Наконец, картины Брейгеля Старшего работают как фрактал: сколько их ни увеличивать (а современные проекторы позволяют увеличивать их в десятки раз), на любом уровне обнаружатся новые и новые сюжеты — занятия, детали, выражения лиц, отношения людей, нюансы одежды. В этот мир погружаешься как в бездонный колодец. Выдающиеся открытия были достойны того, чтобы их копировали и распространяли.
В мир увлекательных и запутанных семейных и художественных историй предстоит погрузиться зрителям выставки в музее «Новый Иерусалим». Помимо собственно Брейгелей, в экспозиции будут работы их соперников-конкурентов — известных антверпенских мастеров Франса Франкена Младшего и Себастьяна Вранкса, творивших в историческом и батальном жанрах. Также мы увидим фламандский и голландский натюрморты: работы Исаака Соро, Амброзиуса Босхарта Младшего и Бальтазара ван дер Аста и еще вещи Яна ван Кесселя Старшего, состоявшего в родстве с Брейгелями.
Выставка станет и поводом поговорить об организации арт-бизнеса в Нидерландах в XVI–XVIII веках. В стране первой в мире победившей буржуазной революции возник большой класс потребителей искусства — зажиточных горожан, но в то же время существовала монополия на производство и, главное, на продажу картин: этим бизнесом могли заниматься только члены гильдии святого Луки. Оба сына Питера Брейгеля Старшего (не говоря уже об их детях) как потомственные живописцы стали членами этой гильдии в 20-летнем возрасте и имели большое рыночное преимущество в воспроизведении и распространении семейного стиля-бренда.
Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»
Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз
Выставка продлена до 27 июня