18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Итоги года: новая тревожность

№87
Материал из газеты

Специально для нашей газеты философ и издатель Александр Иванов проанализировал новое ощущение эпохи, которое каждый из нас испытывает, но не каждый может сформулировать

«Новый материализм», «объектно-ориентированная онтология», «спекулятивный реализм», «темная экология» — всем этим новым «измам», если перевести их содержание со спекулятивного на обыденный язык, присуща одна общая эмоциональная установка, схожее умонастроение, которое точнее всего передается словом «тревожность». Везде перед нами настроение, очень похожее на атмосферу фильмов в жанре «нуар», где одинокий человек бредет по городу, сопровождаемый усиливающимся с каждой минутой чувством надвигающейся опасности, напряженного беспокойства, тревоги и страха. Важно, что по закону жанра у этого чувства нет ни видимого объекта, ни очевидной причины — оно может возникнуть лишь из ниоткуда: из воздуха, из темноты, прерываемой тусклым светом редких фонарей, одинокими фигурами прохожих, пыльными витринами баров и опустевшими автобусными остановками. Слово «темный» — едва ли не самое часто употребляемое в современных теориях — как раз и обозначает неопределенность, гибридность объектов, вызывающих такое чувство, а эти их черты, в свою очередь, говорят о невозможности построить в отношении подобных объектов какую-либо «сильную» объяснительную теорию и тем самым приручить их — пусть хотя бы ментально.

В социальной сфере тревожной, или темной, онтологии соответствует явление «прекарности» — негарантированного, неустойчивого социального состояния, временного характера занятости, не обеспеченного материальными и правовыми гарантиями. В той или иной степени мы все давно уже оказались в положении прекариата, вынужденные жить в условиях дефицита предсказуемости, надежности и гарантированности.

Собственно, пандемия уходящего года не открыла, а лишь обострила, вывела в состояние яви, сделала по-настоящему массовыми все эти интеллектуальные тренды и настроения последних лет. Тут необходимо внести одно стилистическое уточнение. Описанная атмосфера фильмов «нуар» во многом принадлежит эпохе «старой этики» с ее гендерными и расовыми предопределенностями, одним из воплощений которых являлся Martini Man — едва ли не главный персонаж этой эстетики. Нынешняя же пандемия, как и выражающая ее философия новой тревожности, стилистически ближе не к классической, а, скорее, к расслабленно-жизнерадостной рекламной картинке Martini Rosato с Джудом Лоу в качестве главного героя. Болезнь и тревога поселяются посреди безмятежного цветного рая, ничем не напоминающего о грозящей всем опасности, которая исподволь проникает в него, обнажая темную изнанку глянцевой la vie en rose.

Однако, пожалуй, самым лучшим визуальным эпиграфом к пандемии уходящего года является картина Эрика Булатова «Опасно» (1973). Задолго до автора концепции «темной экологии» Тимоти Мортона Булатов открыл парадоксальный факт, что современная опасность разрушает привычную диспозицию внутреннего и внешнего. В новом «опасном» уже нет признаков того внешнего, откуда якобы исходит угроза. Наоборот, по-настоящему опасно теперь не внешнее, «чужое», а нечто самое близкое, самое родное и внутреннее — «свое». Внешнего вдруг не стало — ни как источника опасности, ни как места, куда можно выбросить все страшное, где можно утилизировать токсичные отходы, упрятав туда источники болезни и заражения. Пандемия в значительной степени сделала мир имманентным самому себе, исключила из него все внешнее и превратила «опасное» в нечто совершенно повседневное и банальное, тем самым напрочь лишив картину мира ее прежнего «черно-белого» драматизма, — практически так же, как это произошло на холсте Эрика Булатова.

Как изменилось нынешнее «опасное» по сравнению с прежним? Что нового оно теперь утаивает в себе? Американский исследователь Юджин Такер подмечает едва ли не самую главную черту новой тревожности: «Мы привыкли думать о заражении как о биологической или эпидемиологической категории, которая затем метафорически распространяется на небиологические контексты, что позволяет говорить о компьютерных „вирусах“, культурных „мемах“ или „вирусном маркетинге“». Современная пандемия выступает биологическим аналогом глобальной информационной сети. И речь тут не о метафорическом сближении вирусологии с теорией новых медиа. Эпидемия 2020 года — это первое в истории глобальное заболевание, не просто синхронизированное с расцветом Всемирной паутины, но и типологически совпадающее с ней. Помимо объединяющего их сетевого принципа, активность вирусов подозрительно похожа на динамику информационной сети еще и тем, что в ней «нет никакой намеренности, рациональности, целеполагания, кроме непрекращающихся итераций простых, как мы их понимаем, правил (заражать, воспроизводиться, заражать, воспроизводиться…)». Повторение (итерация) — только первый уровень функционирования пандемической сети. На более глубоком уровне вирусы мутируют, приспосабливаются к организмам и вступают в сложные рекурсивные отношения с информационной средой. Фактически мы имеем дело с «умными» вирусами, вступающими в сетевые взаимодействия с популяцией, климатом, техно- и эко­сферой. В этом нейтральном, неопределенном, бескачественном характере рекурсивного самовоспроизводства (биологического, социального и информационного) вируса и всех аспектов пандемического заражения проявляется постчеловеческий характер нынешней пандемии, который и составляет фундаментальную предпосылку новой тревожности.

В работе «Исследование ужаса» (1930) русский поэт и мыслитель Леонид Липавский пишет, что в основе любого страха лежит страх перед «разлитой, неконцентрированной жизнью», растворяющей в себе всякую индивидуальность. Подобная редуцированная к чистой биологии жизнь предстает в виде «колыхательного движения, при котором нет разделения на активные и пассивные элементы... Такое переливающееся по телу движение называют, в зависимости от того, к чему оно относится, перистальтикой, судорогами, спазмами, перебиранием жгутиков или ног, пульсацией, ползанием разных видов. Но суть его одна: нерасчлененность на периоды (шаги) и отсутствие центра толчка». Вот как Липавскому видится завершенный образ телесной массы, этого концентрированного воплощения ужаса: «Полужидкая неорганическая масса, в которой происходит брожение, намечаются и исчезают натяжения, узлы сил. Она вздымается пузырями, которые, приспосабливаясь, меняют свою форму, вытягиваются, расщепляются на множество шевелящихся беспорядочно нитей, на целые цепочки пузырей. Все они растут, перетягиваются, отрываются, и эти оторванные части продолжают как ни в чем не бывало свои движения и вновь вытягиваются и растут». В образе Липавского соединяются вместе и лавкрафтианский биохоррор, и делёзианская ризома, и визуализация активности нейросети — иными словами, в нем воплотилась деперсонализированная, киберорганическая, постчеловеческая реальность. Именно она оживает в пандемических страхах и ожиданиях, которые составляют одно из основных содержаний новой тревожности — настроения, овладевшего сегодняшним миром. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+