18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Стеклянный занавес

№87
Материал из газеты

Основатель и многолетний главный редактор газеты The Art Newspaper Анна Сомерс Кокс рассказала Russian Art Focus, что нужно делать российским художникам, чтобы прославиться за рубежом

Популярный вопрос «назовите трех знаменитых бельгийцев», призванный обезоружить соперников по барным викторинам, к сожалению, применим и к современной художественной сцене России. Девять из десяти случайных прохожих на улицах Лондона или Нью-Йорка не продвинутся дальше имени российского президента Владимира Путина и, быть может, еще Pussy Riot, протестные акции которых понятны западной аудитории и вписываются в традицию, ожидающую от искусства натиска и бунтарства (ну и вдобавок название группы легко запоминается).

По сути, все дело в том, что у России большие проблемы с видимостью. Несмотря на то что граница с Западом открылась еще в 1990-е, создается ощущение, что даже во времена железного занавеса России удавалось создавать больше связей с внешним миром. Мы знали (или, по крайней мере, думали, что знаем), что это за страна, и многих воодушевляла ее мечта о совершенном обществе. Парадоксально, но знаменитое замечание Уинстона Черчилля, сказавшего в 1939 году, что «Россия — это загадка, окутанная тайной внутри головоломки», сейчас больше соответствует действительности, чем в те времена, поскольку западные СМИ практически не освещают происходящее в современной России, за исключением разве что ее запутанной и агрессивной, на наш взгляд, внешней политики и таких сюжетов, как отравление оппозиционного политика Алексея Навального.

В свою очередь, наша плохая осведомленность о России означает, что ее так называемая мягкая сила пренебрежимо мала, то есть, когда люди на Западе думают об этой стране, в их сознании всплывает очень мало приятных образов современности. Проще говоря, по шкале привлекательности Россия набирает мало баллов.

В реальности «мягкая сила» бесконечно далека от деликатности. С благородными и вдохновляющими идеями она связана куда меньше, чем с положительными стереотипами и, поскольку наша культура сильно завязана на потреблении, соблазнительными товарами, такими как, например, пицца, оперные страсти, искусство и стильные сумки (Италия), надежность, престижные машины и часы (Германия и Швейцария), логическое мышление, сексуальная привлекательность, высокая кухня и стильные сумки (Франция).

Говоря о положении российского искусства во внешнем мире, нельзя не учитывать, что интерес к искусству той или иной страны тесно связан с тремя показателями: насколько люди симпатизируют стране и ощущают себя связанными с ней, насколько влиятельна эта страна и сколько она сама готова тратить на собственное искусство. К примеру, Китай показывает слабый результат в первой категории, но сильный во второй и третьей.

Взлет США к вершине современного искусства после Второй мировой войны — притом что ранее американское искусство было практически неизвестно за пределами страны, — обусловлен тем, что Америка тогда набрала высокий балл во всех трех категориях. В общественном сознании именно она выиграла войну за Европу (героическая роль Советского Союза по большей части не осознавалась). Она была привлекательной, за ней было будущее. У нее были жвачка, Бинг Кросби, Голливуд, Coca-Cola, джаз и ядерная бомба. В тот же период правительство Франции опрометчиво ввело налог на продажу искусства, окончательно погубивший ее многолетнюю карьеру мирового художественного центра. Нью-Йорк занял на арт-рынке ключевое место, которое сохраняет и по сей день, хотя его гегемония в области самого искусства, слава богу, уже ушла в прошлое.

Как теперь известно, в 1950-е ЦРУ помогало устраивать выставки нью-йоркского абстрактного экспрессионизма за границей — но он прославился бы и без государственной поддержки. В то время в самой Америке был по-настоящему активный, бурно развивающийся рынок ее собственного искусства, и это убеждало окружающих в его ценности. США были мировым лидером в области современного искусства постольку, поскольку они были лидером во множестве других областей — от обороны до смеси для приготовления бисквита фирмы Betty Crocker.

Нетрудно заметить, как непохоже это на современную Россию, где отсутствует процветающий внутренний рынок. В этом российское искусство подобно российской науке: оно очень продвинутое, но лишено системы, которая обеспечивала бы его экспорт. Итак, мы имеем дело с абсурдной ситуацией, когда чрезвычайно утонченные и потрясающе образованные российские художники по большей части не способны пробить невидимую стену, по-прежнему отделяющую Россию от Запада.

Помимо прочего, российским художникам обязательно нужно писать внятные сопроводительные тексты к произведениям и переводить их на хороший английский, чтобы люди на Западе могли понять, что они имеют в виду, поскольку зарубежная публика не знает, к каким российским реалиям те отсылают, и, как следствие, не может прочувствовать искусство, которого не понимает.

Кроме того, им важно искать любые зарубежные гранты, фонды и резиденции, а также российские фонды, государственные и частные, которые были бы готовы финансово поддержать сотрудничество россиян с коллегами за рубежом. Это не обязательно должен быть Лондон или Нью-Йорк — в Берлине и Брюсселе тоже очень динамичные художественные сообщества, а жизнь в этих местах дешевле. Даже чрезвычайно скромное государственное финансирование может дать очень много, если с его помощью российские художники получат достаточно широкую известность для того, чтобы зарубежные кураторы заметили их и начали приглашать на биеннале. Например, Британский совет очень сильно помог британским художникам, просто оплачивая их взносы за участие в подобных мероприятиях.

Если Россия не преодолеет художественный разрыв с Западной Европой, ее арт-сцена так и останется неоткрытым центром исключительного художественного мастерства.  

Статья написана специально для Russian Art Focus (№ 24).

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+