Перформанс в России: картография истории в Музее современного искусства «Гараж» — это первое масштабное исследование 100-летней истории перформанса в России, от ранних футуристических экспериментов до радикальных акций современности. Выставка построена по хронологии, но ее кураторы Саша Обухова и Юлия Аксенова предложили зрителям и 12 альтернативных маршрутов по таким темам, как «город», «сценография», «интервенция», «природа», «звук», чтобы любой мог стать автором собственного перформанса. Кроме того, у каждого произведения есть облако тегов, которые указывают на его связь с общей экспозицией, например «лозунг», «пейзаж», «костюм», «интерактивный объект». С помощью этих тегов зритель может построить свой путь по выставке в бесплатном приложении на своем гаджете, не пугаясь огромного количества произведений и информации вокруг. «Мы максимально расширяем представление о том, что такое перформанс, поэтому показываем не только собственно документацию акций. В экспозицию также включены предметы, которые позволяют самому зрителю меняться в процессе действия. Например, костюмы, которые преображают человека. Так возникают маршруты, связанные с интерактивным объектом и маской. Мы также используем сюжеты, только имитирующие акцию, отсюда маршрут Постановка. Здесь всевозможные медиаверсии перформанса: фотографии и видео, где действие либо фиктивно, либо инсценировано, для того чтобы акцентировать внимание на итоговом документе. Мы не хотели замыкаться в рамках академической фиксации реального события, тем более что история российского перформанса дает нам такую возможность», — говорит Саша Обухова.
Выставка готовилась около двух лет, с января 2013 года. Работами поделились как государственные музеи и архивы (Третьяковская галерея, Музей В.В.Маяковского, Театральный музей имени А.А.Бахрушина, Российский государственный архив литературы и искусства и др.), так и частные институции. Всего представлено около 200 произведений. Экспозиция выставки — сложная двухъярусная постройка с подъемами, пандусами и лестницами и особым дизайном для каждого периода истории. Архитектурное решение предложило Бюро FORM.
Выставка начинается с анимационной реконструкции футуристической оперы Михаила Матюшина, Алексея Кручёных и Казимира Малевича Победа над Солнцем (1913). Реконструировать ее будет современный художник Стас Шурипа путем 3D-мультипликации. Посетители смогут увидеть костюмы для спектакля Смерть Тарелкина (1922) по эскизам Варвары Степановой и легендарный грим футуристов с манифестом Почему мы раскрашиваемся?. Заканчивается все роем мониторов, которые собирают в себе «артивизм» — акционизм последних лет (перформансы скандальных арт-групп «Война» и Pussy Riot тоже есть). Во дворе музея на вернисаже композитор Сергей Хисматов представляет свою интерпретацию авангардной Симфонии гудков (1923) Арсения Авраамова. А в образовательном центре демонстрируются по сеансам медиаперформансы, просмотр которых требует времени, например фильмы ленинградской Новой академии или екатеринбургской арт-группы «Куда бегут собаки». Одним словом, выставка должна доказать, что перформанс в России — весьма почтенный вид искусства с вековой традицией.
1914 Андрей Шемшурин, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский. Футуристический грим. Москва. «Мы связали искусство с жизнью. После долгого уединения мастеров мы громко позвали жизнь, и жизнь вторглась в искусство, пора искусству вторгнуться в жизнь. Раскраска лица — начало вторжения», — фрагмент из манифеста футуристов Почему мы раскрашиваемся?
1922 Сцена из спектакля Смерть Тарелкина. Режиссер Всеволод Мейерхольд. Москва. Пьеса Александра Сухово-Кобылина 1855 г. была поставлена на сцене Государственного института театрального искусства. Художником по костюмам и декорациям выступила Варвара Степанова. Постановка продолжала конструктивистскую линию в оформлении вместо декораций и живописных задников. Театральное зрелище «оголялось»
1976 Группа «Гнездо». Из серии Помощь советской власти в битве за урожай. Фото Игоря Пальмина. «Мы осуществили весь полевой цикл: пахали, сеяли, жали, поедали свой хлеб, призывая соотечественников организовывать подобные тройки в помощь своей стране. [...] Лозунг ”Искусство — народу“ в действии» (Михаил Рошаль, участник группы)
1976 Никита Алексеев. Документация акции Семь ударов по воде. Судак, Крым. Фото Георгия Кизевальтера. «Давным-давно в Крыму, найдя на берегу моря суковатую палку, я ей ударил семь раз по морю, а Гога (Георгий)] Кизевальтер это сфотографировал. Я сейчас пытаюсь вспомнить, знал ли я тогда что-то про персидские истории с поркой моря, возможно, и знал, но совершенно об этом не думал. Семь ударов по воде были попыткой сделать что-то не хуже, чем работы нью-йоркских концептуалистов середины 70-х, о которых мы что-то чуть-чуть знали благодаря случайным номерам западных журналов по искусству» (авторское описание)
1978 Группа «Коллективные действия». Документация акции Третий вариант. Московская область. Авторы: Андрей Монастырский, Вера Митурич-Хлебникова, Никита Алексеев и Мария Константинова. Приехавшие по приглашениям зрители (около 20 человек) были размещены на краю поля. Из леса появился участник в фиолетовом балахоне, прошел некоторое расстояние по полю и лег в яму так, что его не было видно. Через три минуты из другой ямы, вырытой на расстоянии 30 м слева от того места, где исчез участник, появилась его фигура в том же фиолетовом балахоне, но с красным воздушным шаром вместо головы. Проткнув палкой шар, на месте которого возникло облако белой пыли, участник, теперь уже без головы, снова лег в яму, из которой он только что появился. Одновременно с его исчезновением из первой ямы (в 30 м справа) появился он же, но уже в обычной одежде и, засыпав землей яму, из которой вылез, ушел в лес в том же направлении, откуда вышел в начале акции
1979 Группа «Мухомор». Документация акции Метро. Москва. «Акция длилась с 6 утра до 1 ч 30 мин ночи. Все это время „мухоморы“ провели в метро, справляли там все человеческие нужды и даже принимали гостей. Непрерывное движение в паукообразном пространстве метро, подобно броуновскому движению, не имеет логики, и единственная возможность понять его, считали „мухоморы“, — это объездить все станции. Одной из целей этой акции было чисто психологически освоить пространство советского метро как пространство жизни, то есть буквально — пространство, в котором можно жить» (авторское описание)
1980 Группа«СЗ». Документация акции Надписи. Москва, 1980 г. Авторы: Виктор Скерсис, Вадим Захаров. «С чувством глубокого удовлетворения СЗ сообщает, что появившиеся в разных концах г. Москвы надписи: ОЙ!, АЙ!, ВОТ!, КАК?, ШЛЯПА! и другие функционируют нормально» (авторское описание)
1999 Тимур Новиков. Документация съемок фильма Красный квадрат, или Золотое сечение (Опять двойка – 2). Санкт-Петербург. Фото Андрея Муштавинского. Действие происходит в Михайловском замке. В фильме снимались Владислав Мамышев-Монро, Ирена Куксенайте и Тимур Новиков. Кино пропагандировало общие принципы Новой академии изящных искусств
2002 «Фабрика найденных одежд». Документация перформанса Триумф хрупкости. Санкт-Петербург. Отряд матросов маршировал по центру города с белыми бумажными платьями в руках. Они несли их к Вечному огню, провозглашая борьбу и единство гендерных противоположностей
2002 Общество «Радек» и Алексей Каллима. Скотч-драка. 2002 г. На протяжении пары лет группа «Радек» практиковала «скотчвечеринки», на которых с помощью алкоголя и цветного скотча участники, обматываясь им, пытались достичь состояния «готовности к групповому сексу»
2003 Группа «Синие носы». Кадр из видео 25 коротких перформансов о глобализации. В серии видеосюжетов художники в метафорическом и комическом виде представили важнейшие, по их мнению, реалии и мифологемы отношений постсоветской России и Запада: экспорт демократии, продажу нефти, борьбу за свободу слова и др.
2012 Лиза Морозова. Документация перформанса Исподнее. Фото Ланы Абрамовой. Идя босиком по стеклу в ночной рубашке, художница читала вслух фрагменты своих дневников. Это радикальный экзистенциальный перформанс о рождении и становлении художника и данного произведения, «искусство об искусстве»
2013 Полина Канис. Документация перформанса Новый флаг. Видео — комическое исследование образов величия. Ляпы на съемках, как в титрах фильмов с Джеки Чаном, в перформансе Канис — главный сюжет, а горделивая дева на лошади — лишь удачный кадр.