18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Керамика на все времена

№87
Материал из газеты

Музей-заповедник «Царицыно» подготовил крупную выставку «Керамика. Парадоксы». Она начинается с больших имен — Пикассо, Леже, Врубель — и заканчивается работами современных керамистов, возрождающих древние техники

Выставка «Керамика. Парадоксы» завершает в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» год керамики. Уже прошли четыре выставки, ряд тематических встреч, выпущен каталог фонда керамики. В качестве финального аккорда проекта подготовлена большая — 150 работ — экспозиция с интригующим названием «Керамика. Парадоксы». Выставка должна была открыться 15 декабря, но в связи с закрытием московских музеев ее открытие сдвинулось почти на месяц, первые зрители смогли ее посетить лишь 22 января.

Некоторые решения кураторской группы действительно кажутся необычными — на что нам и намекают в названии выставки. Один из десяти тематических залов выставки называется «Большие имена», но, помимо ожидаемых вещей французских (Фернан Леже и Пабло Пикассо) и русских классиков (Михаил Врубель и Сергей Малютин), здесь представлены работы Николая Туркина (1962–2019) и Александра Задорина (1941–2008). Оба художника тоже по праву считаются классиками — только отечественной керамики. Туркин работал в Гжели, но не в бело-синей, а в ранней полихромной традиции этого места. Делал своеобразные майоликовые композиции, развивая современный, как он сам говорил, «русский стиль». Петербуржец Александр Задорин в керамике, как и в живописи и графике, был ироничен до сарказма, постмодернистски использовал античные мифы и библейские сюжеты.

Известно, что в советском декоративном искусстве керамике отводилось почетное место. Одним из самых значительных объединений, утверждавших право художников-керамистов на свободное творчество и эксперименты, была ленинградская группа «Одна композиция». С 1977 по 1986 год она провела 10 выставок, в которых участвовали 17 художников экспериментальных мастерских Комбината декоративно-прикладного искусства. Там они делали заказные работы к международным выставкам и для оформления публичных пространств, а помимо официального заказа экспериментировали, так что добились разрешения на выставку в гостиной ЛОСХ — Ленинградского отделения Союза художников. Предполагалось, что ее увидят только члены союза, поэтому выставком не предусматривался. Желающих выставиться в камерном пространстве оказалось много, а места мало. В итоге было принято решение, что каждый участник представит всего одну композицию, но обязательно неутилитарную. «„Одна композиция“ на протяжении ряда лет была единственной свободной от конъюнктуры и по-настоящему творческой выставкой в стенах ЛОСХ», — вспоминал Задорин в книге Михаила Копылкова и Маргариты Изотовой «Одна композиция».

Выставки — так было принято в то время — сопровождались обсуждениями. Среди приведенных в книге сведений о них есть такие записи: «12 марта (1983) в Москве прошло обсуждение выставки „Московская керамика — II“, на котором обострились противоречия в тенденциях и оценках московской и ленинградской керамики. Позиция некоторых московских керамистов через дружественных им критиков выразилась в приписывании ленинградским и прибалтийским керамистам стремления „угодить западным жюри и фетишизации материала“» или «Сидя в президиуме обсуждения, В.Цивин в ответ на эпиграммы А.Боровского сочинил остроумную и злую эпиграмму, которую прочитал позже, во время застолья. Критик покинул собрание».

На сегодняшний взгляд, на выставках «Одной композиции», как и во всей позднесоветской керамике, не было работ эстетически радикальных. Фигуративность, стилизация, легкая условность, игра с традицией и со стилями, камерные сюжеты — все это было и в живописи того времени, которую теперь с натяжкой называют постмодернистской (кстати, одна из композиций Копылкова носила название Post modern). Но требующей доказательств считалась сама возможность выхода керамики из сферы утилитарного, хотя столетиями она служила как пользе, так и красоте.

Вещи с выставок «Одной композиции»: «Розовое платье и осеннее пальто» Копылкова, «Автопортрет» Задорина, «Осень» Владимира Цивина, «Хиромантия» Анатолия Громова и несколько других — были закуплены государством и заняли достойное место в музейных собраниях.

Выставки «Одной композиции» прекратились не только из-за угасания энтузиазма ее участников — постперестроечное время вывело на авансцену новых героев, среди них керамистов не было. Одна из задач «Керамики. Парадоксы» — показать произведения современных художников, причем именно тех, кто работает с керамикой, а не обращается к ней время от времени. Этот материал требует глубокого знания технологий, а различные типы обжига во многом определяют эстетические качества современных произведений. Применение древних, архаических способов обжига глины, стремление работать с живым огнем, не используя газа и электричества, изучение региональных традиций в изготовлении керамики — все это и есть новейшие тенденции в керамическом искусстве, где главным становится не о чем, а как. О различных технологиях обжига также рассказано на выставке.

Разумеется, сегодня художники-керамисты делают и сложносоставные инсталляции, и арт-объекты, высказываются на актуальные темы. Например, Анастасия Чарина создала «Береговую линию» — десятки натуралистично выполненных керамических копий смятых сигаретных коробок, банок, окурков и старых туфель — мусора, выброшенного в море. Но похоже, что не социальная проблематика, а магия самого процесса создания из глины — подножного, в сущности, материала — чего-то возвышенного и прекрасного привлекает художников.

Кураторская группа выставки трудилась над ней с искренним воодушевлением. Кроме сотрудников музея — Юлии Киселевой, Виктории Петуховой и Татьяны Пунанс — к работе над экспозицией была привлечена французская художница Лиз Замбелли, чью керамику показывали в «Царицыне» в конце прошлого года. Архитектором выставки стала тоже француженка — Манон Томас Павловски. В музее очень хотят, чтобы выставка, завершающая их год керамики, была сделана по-европейски современно. Помимо произведений из обширного царицынского керамического собрания, здесь показаны вещи из нескольких других отечественных музеев.

Восторженная любовь кураторов к керамике прослеживается и в пояснительных текстах к разделам. Во вводном зале, посвященном мифам о происхождении человека, они напоминают, что боги многих народов сотворили людей именно из глины. Например, «у шумеров боги Энки и Нинмах слепили людей из глины, причем сначала они делали хороших людей, а затем, захмелев, сотворили различных уродов». 

Государственный музей-заповедник «Царицыно», Хлебный дом
Керамика. Парадоксы
22 января – 27 июня

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+