Рекорды на картины импрессионистов, модернистов, а также современных художников постоянно попадают в новости. Со старыми мастерами новостная повестка беднее — во-первых, их яркие продажи случаются гораздо реже из-за дефицита шедевров на рынке, во-вторых, цены на художников XIV–XVIII веков блекнут по сравнению с суммами, которые платят за Люсьена Фрейда, Дэвида Хокни и Дэмиена Херста. 28 января на Sotheby’s с молотка ушел «Портрет молодого человека с медальоном» Сандро Боттичелли, эстимейт которого составлял $80 млн, а итоговая цена — $92,2. Мы решили показать, в какой компании этот портрет оказался (список выстроен по данным аукционных продаж).
Исторический рекорд, который невозможно было пропустить, даже если не пользуешься интернетом. Последние новости о картине, впрочем, двухлетней давности: с 2019 года ее никто не видел. Хранится она, предположительно, на яхте наследного принца Саудовской Аравии. Впрочем, еще из свеженького: в 2021 году выяснилось, что существует некое научное исследование работы, согласно которому сначала была написана одна голова, а руки и держава были добавлены позже.
Картина была выставлена с эстимейтом в $80 млн, и, учитывая наличие многочисленных загадок, связанных с ней, многие сомневались, найдутся ли желающие выложить такую сумму. Страхи оказались напрасными. Дело не только в провенансе картины, но и в ее красоте — привлекательный молодой человек на ярком голубом фоне, да еще с таинственным медальоном-вставкой (работой мастера предыдущего века), останавливает взгляд. В 2019 году на рынке появилась другая картина Боттичелли — «Портрет Михаила Марулла», но это был мрачный мужчина средних лет в темном на мутном фоне. За нее на ярмарке Frieze частным образом просили $30 млн, однако неясно, нашлись ли желающие. Таким образом, «Молодой человек с медальоном» стал самой дорогой картиной Боттичелли. А заодно самой дорогой картиной старых мастеров, проданной на Sotheby's. Обратите внимание на порядок цены: мы сразу потеряли нолик, и это еще одно доказательство того, насколько экстравагантной была покупка «Спасителя мира».
Есть полотна и подороже этого Рубенса, однако они были куплены в результате частных сделок — это «Юдифь и Олоферн» Караваджо, купленное приблизительно за €150 млн, и парные портреты Мартена Соолманса и его жены (Maerten Soolmans and Oopjen Coppit) кисти Рембрандта, приобретенные Лувром и Рейксмузеумом за €160 млн в складчину. Наша же тема — аукционные продажи. В 2002 году на Sotheby’s «Избиение младенцев» приобрел бизнесмен и коллекционер Кеннет Томпсон, несколько лет спустя подаривший ее канадской Художественной галерее Онтарио в Торонто.
Масштабное полотно, которое до 1886 года находилось в коллекции герцогов Мальборо, а позже погуляло по Европе, было приобретено в 2016 году анонимным фондом. Практически сразу владелец отдал картину для экспонирования в Метрополитен-музей.
Тут, конечно, вопрос спорный: можно ли относить Джозефа Уильяма Тернера, художника XIX века, к старым мастерам? Ну предположим, что можно, тогда он займет почетное место в середине списка. В 2014 году «Рим. Вид с Авентина» был продан за £30,3 млн на Sotheby’s. Последний век картиной владели графы Розбери. Семья выставила картину на аукцион, по словам ее представителя, чтобы получить средства «для содержания своих поместий». Нынешний ее владелец неизвестен. А в 2010 году Розбери продали там же за £29,7 млн другую работу Тернера — «Современный Рим. Кампо Ваккино». Ее приобрел Музей Гетти, один из крупнейших игроков на рынке.
Обе работы были проданы герцогом Девонширским, то есть имеют безупречный провенанс. «Голова молодого апостола» в 2012 году ушла с Sotheby’s за £29,72 млн, а «Голова музы» — в 2009 году с Christie’s за £29,16 млн. Возвращаясь к разговору о частных продажах: очевидно, что аукционы порой — гораздо более выигрышная стратегия. Ровно в тот же период, 2009 и 2012 годы, другой герцог, Сазерлендский, продал две фамильные работы Тициана — «Диана и Каллисто» и «Диана и Актеон». Огромные полотна маслом обошлись покупателям в £45 млн и £50 млн соответственно, то есть всего в два раза дороже, чем рисунки Рафаэля. Дело в том, что продавать таких великолепных Тицианов за рубеж герцогу никто бы и не дал — картины в складчину купили для лондонской Национальной галереи и Национальных галерей Шотландии.
И опять подряд две картины одного и того же автора, происходящие из одного и того же британского аристократического семейства, испытавшего проблему с финансами. На сей раз — баронов Келведон. «Венеция. Вид с моста Риальто с севера» в 2011 году ушла с Sotheby’s за £26,7 млн, а «Венеция. Мост Риальто с палаццо деи Камерленги» в 2017 году была продана с Christie’s за £26,2 млн.