Ричард Фейген, главный мировой авторитет на рынке старых мастеров, скончался в возрасте 90 лет. Согласно New York Times, он умер во сне после непродолжительной болезни — пневмонии, вызванной COVID-19. Фейген открыл свою первую галерею в Чикаго в 1957 году, а затем распространил успех на Нью-Йорк. С 1965 по 1973 год он показывал работы таких художников, как Макс Бекман, Джозеф Корнуэлл, Йозеф Бойс и Джон Балдессари, в галерее в Сохо. Именно у него в 1959 году прошла первая в США выставка Фрэнсиса Бэкона. В 1969-м Фейген открыл в Верхнем Ист-Сайде новую галерею. Его клиентами были крупнейшие коллекционеры мира, а также Лувр, Музей Гетти и Метрополитен-музей.
Макс Холляйн, директор Метрополитен-музея, вспоминает о многолетней дружбе своего отца, знаменитого архитектора Ханса Холляйна, с покойным дилером и коллекционером.
«Ричард поручил моему отцу спроектировать галерею на 79-й Восточной улице в 1966 году. Вы должны понимать контекст: мой отец на тот момент построил всего лишь один магазин в Вене, и Ричард не знал его лично. Он увидел статью отца в каком-то малоизвестном архитектурном журнале в США, в которой он излагал свои идеи об искусстве и музеях. Ричард пытался связаться с ним, но, как вы понимаете, в то время найти неизвестного венского архитектора было непросто. Он сделал заказ моему отцу, не видя его работы, но ему нравился ход его мыслей и идеи, выраженные в эссе. Это многое говорит о Ричарде; он сразу признал достоинства моего отца, но также был склонен к риску. Галерея стала экстраординарным и важным архитектурным манифестом. Ричард в конце концов уехал из этого пространства, но с моим отцом они на всю жизнь остались друзьями.
Ричард считается главным арт-дилером в области старых мастеров и отличным знатоком искусства всех веков, от итальянского Раннего Возрождения до Пуссена, Тернера или экспрессиониста Макса Бекмана. Но он также был одним из первых галеристов, кто работал с американским художником Питером Солом (р. 1934), у которого недавно была ретроспектива в Новом музее современного искусства в Нью-Йорке. Он поддерживал загадочного Рея Джонсона на протяжении всей его карьеры и, что немаловажно, работал со значимым представителем поп-арта Джимом Розенквистом. Он двигался в разных направлениях. Он был очень открытым и самоуверенным, но меня это восхищало.
Он был любознательным, образованным и, безусловно, знающим себе цену человеком, любил соединять самое неожиданное. У него дома можно было увидеть его коллекцию во всем ее разнообразии. Мне нравилось, что итальянские мастера там были рядом с Бекманом. Глаз Ричарда был чрезвычайно натренирован, и он отлично разбирался в картинах. Его стенд всегда был одним из центров притяжения на TEFAF в Маастрихте, и было приятно послушать его впечатления от ярмарки, он всегда охотно делился мыслями.
Что особенно важно, в 2000 году он написал автобиографию под названием „Байки из художественного склепа: художники, музеи, хранители, коллекционеры, аукционы, искусство“ (в России вышла под названием „Мемуары арт-дилера“ в 2004 году. — TANR); это отличная книга — проницательная, забавная, доступная и очень искренняя. Он делится своими знаниями, опытом, но также и своими взглядами, давая читателю такой уровень прозрачности в отношении мира искусства и его махинаций, как мало какие другие книги. Мне нравится эта книга — особенно за ее рискованную откровенность. В 2019 году в ознаменование 150-летия Метрополитена Ричард подарил музею важную картину Карло Сарачени „Успение Богородицы“ (около 1612). Это был крайне щедрый жест, и, к моему большому удивлению, он сделал его в мою честь. Ричард знал меня с самого рождения, с большим интересом следил за моей карьерой и всегда поддерживал меня — выдающийся коллекционер, дилер, энтузиаст искусства, покровитель и друг».
От нашей редакции добавим, что Ричард Фейген был не чужд и российскому арт-рынку: в 2004 году он открыл в Лондоне, совместно с французским коллегой Эрве Аароном, антикварную галерею, которая должна была специализироваться на работе с русскими клиентами и обеспечивать им специальный подход. Открытая на подъеме русского арт-рынка, с его падением галерея закрылась. В этом проекте вся суть характера Ричарда Фейгена, занимавшегося старым искусством, но следившего за всем новым, имевшего огромные связи и любившего риск.