Алина Сапрыкина
Главный куратор Всероссийского музея декоративного искусства, куратор выставки
Мне хотелось быстрее погрузиться в концепцию музея и его разнообразную коллекцию, насчитывающую более 250 тыс. экспонатов, вместе с тем предложив возможные способы ее актуализации. Понимая, что задача музея в ближайшие годы — разработка постоянной экспозиции декоративного искусства советского периода, я предложила идею переосмыслить выставку, посвященную шедеврам собрания. Я попросила сотрудников музея выбрать предметы персонально, а не коллегиально. Также пригласила к участию людей разного возраста и профессий, взглядов и эстетических предпочтений, чтобы каждый из них выбрал самую интересную музейную вещь, сопроводив ее комментарием. Директор музея Елена Титова идею поддержала. Для архитектурной реализации мы позвали Сару Леви и Наташу Кузьмину из бюро Александра Бродского.
В итоге получилось не только исследование и презентация красивейшей музейной коллекции, но еще и своего рода антропологическое упражнение на тему того, как разные аудитории рассказывают о советском времени. Тексты стали важной частью выставки, наряду с произведениями. Музей получил уникальные эссе — небольшие, но очень яркие истории, в каждой из которых герои по-своему признаются в любви к искусству.
Галина Столбова, автор модели
Елизавета Лупанова, автор росписи
Создание модели: 1953, тиражный выпуск: 1950–1960-е
Ленинградский фарфоровый завод имени М.В.Ломоносова, Ленинград
Фарфор, роспись надглазурная, позолота
Эвелина Хромченко
Эксперт моды
Эту маленькую лыжницу 1953 года рождения я нежно люблю. Свой экземпляр из первой серии я подарила американскому дизайнеру Ральфу Лорену, когда он приезжал в 2007 году в Москву открывать первый российский бутик бренда. Ральф наотрез отказался от услуг экскурсовода и попросил меня провести ему экскурсию по старому городу, Кремлю и его музеям. Я как раз тогда готовила к выходу свою книгу Russian Style в нью-йоркском издательстве Assouline и фонтанировала захватывающими историями о культурных визитных карточках России. Мне хотелось, чтобы у Ральфа был какой-то небанальный сувенир из России, и я подумала о том, что он с его российскими корнями будет рад чему-то, что напомнит ему о детстве. В 1953 году Ральфу было 14 лет, и он наверняка гонял на лыжах примерно в таком же костюме… Я угадала с подарком. Маэстро был в восторге и от скульптурки, и от упаковки (чтобы маленькая лыжница добралась до Нью-Йорка в целости, я уложила ее в деревянный короб мезенской росписи — с красными кониками на тонких ножках, надежно обернув плотной ватой). Надеюсь, она неплохо устроилась: Ральф и его семья обожают винтаж.
Лина Телегина
Время создания: 1984
Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО), Москва
Платье: парча, синтетический шелк, капрон; аппликация, стежка.
Пояс: синтетический шелк
Милена Орлова
Журналист, главный редактор The Art Newspaper Russia
Первая лошадь, которую я увидела в жизни, была белой, коротконогой, с черными глазами и копытами. На ней сидел человек в синей рубашке и красной шапочке, похожей на грибок. Лошадь стояла у родителей на полке в шкафу, и мне было запрещено ее брать. Игрушка, но не простая — дымковская. Слово я запомнила, но, где это Дымково, не представляла. Родители любили путешествовать. Ездили на Север — в Каргополь, на Соловки, восхищались, как многие советские интеллигенты, народным искусством, деревянными церквями. Папа рассказывал мне, что это прекрасный дизайн. Он и сам занимался дизайном. Делал открытки, значки и даже магнитофон. Родители брали меня в гости в мастерские на улице Горького, где работали их друзья. Там была комната модельера Тамары Санчес с пестрыми платьями из лоскутов в народном духе. Когда я увидела вечернее платье Лины Телегиной «Дымковская игрушка», все это мне вспомнилось, и я выбрала его как что-то родное. Хотя дизайнер далеко ушла от народного прототипа, сохранив только обобщенный силуэт дымковской барыни и самый популярный мотив дымковской росписи — яркие круги. Это платье напоминает об абстрактной живописи, в нем есть что-то космическое.
Серафима Богданова, автор росписи
Время создания: конец 1960-х
Ленинградский фарфоровый завод имени М.В.Ломоносова, Ленинград
Фарфор, роспись надглазурная, позолота
Павел Пепперштейн
Художник
Цветущие серп и молот, изображенные на тарелке «Дело Ленина живет», представляют собой в каком-то смысле идеальный объект созерцания. При взгляде на эту тарелку испытываешь прилив нешуточного восторга. А ведь эйфория, как говорят в народе, на дороге не валяется. Сама по себе эмблема серпа и молота представляет собой контаминацию древних символов. В этой эмблеме прочитывается как единение креста и полумесяца (христианства и ислама), так и буддийская мандала «инь — ян». Эта эмблема представляет собой в данном случае портал в мир бесконечного цветения, в мир божественной щедрости и свежести. При взгляде на этот объект понимаешь, что дело Ленина действительно живет и даже цветет. Более того, хочется добавить: не только дело, но и тело Ленина живет и цветет. Да здравствует счастье всех людей! Да здравствует вечное блаженство всех живых и умерших!
Время создания: 1960–1970-е
Урал, Касли
Чугун, покраска, литье, чеканка
Алексей Иванов
Писатель
В детстве я много раз видел этого чугунного Черта у своих взрослых знакомых. Я не спрашивал, что он означает для тех, кто купил его в магазине. Я думал, что честно мне не ответят. Чугунный Черт всегда казался мне странным. Его жест — ребячье озорство, но Черт — взрослый! А кому взрослые показывают «нос»? Этот Черт, конечно, отсылал к Гоголю — а куда же еще в СССР? О чертях мы читали только у Гоголя. Гоголь увидел бесовщину у себя под Диканькой, сбежал из Малороссии, но не укрылся от дьявола и в столице. Гоголь опознал дьявола в демонической природе российской бюрократии, в инфернальности российского государства. Об этом повесть «Нос». Черт — порождение дьявола. Своему прародителю он и показывает «нос». А дьявол — это навязанный государством порядок вещей. Для советского человека чугунный Черт воплощал в себе смутное, невысказанное отторжение от правил. Он словно озвучивал послание другого малороссиянина, Григория Сковороды: «Мир ловил меня, но не поймал».
Владимир Семенов, автор формы
Антонина Семенова, автор росписи
Время создания: 1960-е
Ленинградский фарфоровый завод имени М.В.Ломоносова, Ленинград
Фарфор, роспись надглазурная
Наталья Сиповская
Искусствовед, директор Государственного института искусствознания
Новоселье родителей в 1966 году. Первое событие, что помню. Молодые конструкторы совсем закрытого КБ — и очень открытый дом со смешными праздниками, из-за которых, вероятно, на сей день от подаренного тогда сервиза уцелела лишь пара предметов. Но именно их достаю, навещая маму, чтобы опять вспомнить то острое ощущение счастья, веселый дух времени, полного надежд, чистоты и прозрачности. Уверена, что дело не только в ценности детских воспоминаний, но и в самих вещах, придуманных замечательными художниками в пору расцвета советского послевоенного дизайна. Форма «Утро» была создана Владимиром Лаврентьевичем через год после получения им Гран-при Всемирной выставки в Брюсселе. Это имя и событие вытягивают из профессиональной памяти блестящую плеяду его коллег — мастеров ЛФЗ, выходцев из художественной лаборатории ГФЗ, всерьез занятых в ту пору тем, чтобы утро их современников было ярким, как запуск первых советских космических ракет. Судя по моему опыту, это им удавалось.
Владимир Муратов
Время создания: 1980
Гусевский хрустальный завод, Владимирская область, Гусь-Хрустальный
Хрусталь цветной, грань оптическая, техника гутная, обработка пескоструйная
Елена Титова
Директор Всероссийского музея декоративного искусства
Я хорошо знаю художественное стекло советского и постсоветского периодов, со многими художниками знакома лично. Владимир Сергеевич Муратов — один из нескольких, совсем немногих, корифеев, художник широчайшего творческого диапазона — во многом определил пути развития отечественного художественного стеклоделия. Многие его работы стали новаторскими для своего времени как по формообразованию, так и по методам их декоративной обработки и цветовому решению. Работа с цветным гутным стеклом принесла автору множество творческих удач и профессиональное признание. Автор легко и красиво общается через свои произведения с непростыми собеседниками — космосом, историей человечества... Композиция из цветного хрусталя «Согдиана», строгая и отточенная в силуэте, наполнена ассоциациями, уносящими в эпохи древнейших, исчезнувших цивилизаций (согдийцы — древний народ иранского происхождения, бывший посредником между Римской, а позже Византийской империями и Китаем. — TANR). Глядя на «Согдиану», можно медитировать часами. И в то же время, если говорить о ней в контексте современного дизайна, современной стекольной пластики, это, безусловно, одна из самых значительных работ в мире!
Наталья Киселева
Время создания: конец 1920-х
СССР, Москва
Бумага, гуашь, карандаш графитный
Андрей Бартенев
Художник
Марш чувств. Мой взгляд бомбардируют ритмические особенности, удары акцентов, приводящие к точному итогу — систематизации моей эмоциональной реакции. Мой пульс — рык! Я вижу стройку в самом рисунке — точно не орнамент, а генплан по организации цвета и линии, точно вид с аэроплана на новые рабочие кварталы завода «Серп и молот». Жирные точки победы светлого будущего. Но конфликт коричневого и алого размывает очертания идеалов, усиливает чувство «светлому будущему никогда не произойти»…
Благодарим музей за любезно предоставленные нам фрагменты семи из «100 историй».
В проекте приняли участие: Петр Авен, Алена Ахмадуллина, Александр Васильев, Ингеборга Дапкунайте, Григорий Заславский, Виталий Куренной, Михаил Куснирович, Александр Липницкий, Марина Лошак, Павел Лунгин, Монеточка, Миша MOST, Анна Наринская, Ирина Прохорова, Маргарита Пушкина, Валерия Роднянская, Чулпан Хаматова, Илья Хржановский, Николай Цискаридзе, Игорь Чапурин, Михаил Швыдкой и другие известные и не очень известные, но оттого не менее интересные люди.
Всероссийский музей декоративного искусства
100 историй
3 февраля — 15 августа