18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Русские выставки в Лондоне. Наперекор политике.

Словесные войны не мешают российско-британской выставочной деятельности. Но некоторые выставки были отменены в связи с напряженной политической ситуацией.

Московский фонд V-A-C играет на Frieze London заметную роль, особенно на этой неделе. Тереза Мавика, директор созданной русским газовым миллиардером Леонидом Михельсоном некоммерческой организации, посетила ярмарку и приобрела для коллекции фонда две работы нью-йоркской художницы Рины Сполингз (в том числе Поздние морские пейзажи – 5, 2014) на стенде галереи Campoli Presti. А на Frieze Masters она встретилась с директором Тейт Николасом Серотой. V-A-C Foundation финансирует создание двух новых должностей в Тейт: адъюнкт-куратора в исследовательском отделе и помощника куратора. Как сказано на веб-сайте Тейт, это «уникальная возможность сыграть ключевую роль в формировании крупной коллекции русского искусства».

В это время на другом конце города, в галерее Whitechapel, проходит выставка скульптуры из коллекции фонда, экспонаты для которой были отобраны британским художником Майком Нельсоном (до 30 ноября). Среди представленных на ней авторов — Павел Альтхамер, Петр Галаджев и Анатолий Осмоловский.

Выставка в Whitechapel не единственное мероприятие, которое Россия проводит в Лондоне во время недели Frieze. Несмотря на напряженные отношения между правительствами России и Великобритании, англо-русское сотрудничество активно продолжается как в частном, так и государственном секторе.

Культура — единственный канал коммуникации

На проходящей в галерее Hayward выставке Горящие новости. Современное искусство из России (до 9 ноября) представлены шесть начинающих российских художников, которые исследуют общественно-политические вопросы, по словам организаторов, «в стране, где свобода выражения подвергается все более строгим ограничениям». Выставка организована совместно с московским Мультимедиа Арт Музеем.

Несмотря на политический разлад между странами, Министерство культуры России поддержало своим авторитетом выставку 150 эскизов для театральных постановок, созданных знаменитыми представителями русского авангарда. Выставка открылась в Музее Виктории и Альберта (18 октября — 25 января).

«На мой взгляд, политические проблемы — это только политические проблемы… Чем более закрытой становится ситуация политически, тем шире она раскрывается культурно», — считает Тереза Мавика.

«Несмотря на санкции, российские институции заинтересованы в сотрудничестве с нами», — считает Елена Судакова, директор лондонской Галереи русского искусства и дизайна (Grad), организовавшая совместно с московским Музеем В.В.Маяковского выставку Игра в аду. Великая война в России (до 27 ноября). «На данный момент культура — единственный канал коммуникации», — говорит она, добавляя при этом, что в сложившейся обстановке российские спонсоры зачастую относятся к разглашению информации о своей поддержке без энтузиазма.

«Сколько еще выставок не было запланировано за прошедшие полгода и сколько еще так никогда и не будет проведено из-за напряженной политической обстановки?» — задается вопросом российский художник Олег Целков, чья выставка сейчас проходит в лондонской Alon Zakaim Fine Art (17 октября — 28 ноября).

Судя по всему, еще одной жертвой станет Космический век, открытие которой было назначено на ближайший месяц в лондонском Музее науки. Ранее мы узнали о том, что выставка откладывается из-за того, что московские власти ставят новые бюрократические препятствия на пути вывоза обещанных экспонатов.

В то же время норвичский Центр визуальных искусств Сейсбери, благодаря усилиям организаторов, предоставит 13 работ Фрэнсиса Бэкона для выставки, которая должна открыться в декабре этого года в Государственном Эрмитаже. Куратор выставки Тьерри Морел поместит произведения Бэкона рядом с работами старых мастеров: Рембранта, Тициана и Веласкеса.

Повлияют ли политические неурядицы на положение дел на арт-рынке, покажет время. Пока что российские коллекционеры в июне присутствовали на Sotheby’s в Лондоне, где Herbstlandschaft (Осенний пейзаж) (1911) Василия Кандинского был продан покупателю, который вел торги по телефону, за £5,6 млн при посредничестве специалиста по русскому искусству Джо Викери. По словам экспертов, верхний сегмент рынка до сих пор не затронут.

Заметно российское присутствие и на Frieze Masters. Александр Платон из Marlborough Fine Art говорит, что выставленные на его стенде десять произведений Фрэнсиса Бэкона (в том числе Эскиз боя быков № 1, 1969) привлекли внимание многих русских коллекционеров. По его мнению, «это уже не новые — это постоянные покупатели».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+