18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русские выставки в Лондоне. Наперекор политике.

Словесные войны не мешают российско-британской выставочной деятельности. Но некоторые выставки были отменены в связи с напряженной политической ситуацией.

Московский фонд V-A-C играет на Frieze London заметную роль, особенно на этой неделе. Тереза Мавика, директор созданной русским газовым миллиардером Леонидом Михельсоном некоммерческой организации, посетила ярмарку и приобрела для коллекции фонда две работы нью-йоркской художницы Рины Сполингз (в том числе Поздние морские пейзажи – 5, 2014) на стенде галереи Campoli Presti. А на Frieze Masters она встретилась с директором Тейт Николасом Серотой. V-A-C Foundation финансирует создание двух новых должностей в Тейт: адъюнкт-куратора в исследовательском отделе и помощника куратора. Как сказано на веб-сайте Тейт, это «уникальная возможность сыграть ключевую роль в формировании крупной коллекции русского искусства».

В это время на другом конце города, в галерее Whitechapel, проходит выставка скульптуры из коллекции фонда, экспонаты для которой были отобраны британским художником Майком Нельсоном (до 30 ноября). Среди представленных на ней авторов — Павел Альтхамер, Петр Галаджев и Анатолий Осмоловский.

Выставка в Whitechapel не единственное мероприятие, которое Россия проводит в Лондоне во время недели Frieze. Несмотря на напряженные отношения между правительствами России и Великобритании, англо-русское сотрудничество активно продолжается как в частном, так и государственном секторе.

Культура — единственный канал коммуникации

На проходящей в галерее Hayward выставке Горящие новости. Современное искусство из России (до 9 ноября) представлены шесть начинающих российских художников, которые исследуют общественно-политические вопросы, по словам организаторов, «в стране, где свобода выражения подвергается все более строгим ограничениям». Выставка организована совместно с московским Мультимедиа Арт Музеем.

Несмотря на политический разлад между странами, Министерство культуры России поддержало своим авторитетом выставку 150 эскизов для театральных постановок, созданных знаменитыми представителями русского авангарда. Выставка открылась в Музее Виктории и Альберта (18 октября — 25 января).

«На мой взгляд, политические проблемы — это только политические проблемы… Чем более закрытой становится ситуация политически, тем шире она раскрывается культурно», — считает Тереза Мавика.

«Несмотря на санкции, российские институции заинтересованы в сотрудничестве с нами», — считает Елена Судакова, директор лондонской Галереи русского искусства и дизайна (Grad), организовавшая совместно с московским Музеем В.В.Маяковского выставку Игра в аду. Великая война в России (до 27 ноября). «На данный момент культура — единственный канал коммуникации», — говорит она, добавляя при этом, что в сложившейся обстановке российские спонсоры зачастую относятся к разглашению информации о своей поддержке без энтузиазма.

«Сколько еще выставок не было запланировано за прошедшие полгода и сколько еще так никогда и не будет проведено из-за напряженной политической обстановки?» — задается вопросом российский художник Олег Целков, чья выставка сейчас проходит в лондонской Alon Zakaim Fine Art (17 октября — 28 ноября).

Судя по всему, еще одной жертвой станет Космический век, открытие которой было назначено на ближайший месяц в лондонском Музее науки. Ранее мы узнали о том, что выставка откладывается из-за того, что московские власти ставят новые бюрократические препятствия на пути вывоза обещанных экспонатов.

В то же время норвичский Центр визуальных искусств Сейсбери, благодаря усилиям организаторов, предоставит 13 работ Фрэнсиса Бэкона для выставки, которая должна открыться в декабре этого года в Государственном Эрмитаже. Куратор выставки Тьерри Морел поместит произведения Бэкона рядом с работами старых мастеров: Рембранта, Тициана и Веласкеса.

Повлияют ли политические неурядицы на положение дел на арт-рынке, покажет время. Пока что российские коллекционеры в июне присутствовали на Sotheby’s в Лондоне, где Herbstlandschaft (Осенний пейзаж) (1911) Василия Кандинского был продан покупателю, который вел торги по телефону, за £5,6 млн при посредничестве специалиста по русскому искусству Джо Викери. По словам экспертов, верхний сегмент рынка до сих пор не затронут.

Заметно российское присутствие и на Frieze Masters. Александр Платон из Marlborough Fine Art говорит, что выставленные на его стенде десять произведений Фрэнсиса Бэкона (в том числе Эскиз боя быков № 1, 1969) привлекли внимание многих русских коллекционеров. По его мнению, «это уже не новые — это постоянные покупатели».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+