Словесные войны не мешают российско-британской выставочной деятельности. Но некоторые выставки были отменены в связи с напряженной политической ситуацией.
Московский фонд V-A-C играет на Frieze London заметную роль, особенно на этой неделе. Тереза Мавика, директор созданной русским газовым миллиардером Леонидом Михельсоном некоммерческой организации, посетила ярмарку и приобрела для коллекции фонда две работы нью-йоркской художницы Рины Сполингз (в том числе Поздние морские пейзажи – 5, 2014) на стенде галереи Campoli Presti. А на Frieze Masters она встретилась с директором Тейт Николасом Серотой. V-A-C Foundation финансирует создание двух новых должностей в Тейт: адъюнкт-куратора в исследовательском отделе и помощника куратора. Как сказано на веб-сайте Тейт, это «уникальная возможность сыграть ключевую роль в формировании крупной коллекции русского искусства».
В это время на другом конце города, в галерее Whitechapel, проходит выставка скульптуры из коллекции фонда, экспонаты для которой были отобраны британским художником Майком Нельсоном (до 30 ноября). Среди представленных на ней авторов — Павел Альтхамер, Петр Галаджев и Анатолий Осмоловский.
Выставка в Whitechapel не единственное мероприятие, которое Россия проводит в Лондоне во время недели Frieze. Несмотря на напряженные отношения между правительствами России и Великобритании, англо-русское сотрудничество активно продолжается как в частном, так и государственном секторе.
На проходящей в галерее Hayward выставке Горящие новости. Современное искусство из России (до 9 ноября) представлены шесть начинающих российских художников, которые исследуют общественно-политические вопросы, по словам организаторов, «в стране, где свобода выражения подвергается все более строгим ограничениям». Выставка организована совместно с московским Мультимедиа Арт Музеем.
Несмотря на политический разлад между странами, Министерство культуры России поддержало своим авторитетом выставку 150 эскизов для театральных постановок, созданных знаменитыми представителями русского авангарда. Выставка открылась в Музее Виктории и Альберта (18 октября — 25 января).
«На мой взгляд, политические проблемы — это только политические проблемы… Чем более закрытой становится ситуация политически, тем шире она раскрывается культурно», — считает Тереза Мавика.
«Несмотря на санкции, российские институции заинтересованы в сотрудничестве с нами», — считает Елена Судакова, директор лондонской Галереи русского искусства и дизайна (Grad), организовавшая совместно с московским Музеем В.В.Маяковского выставку Игра в аду. Великая война в России (до 27 ноября). «На данный момент культура — единственный канал коммуникации», — говорит она, добавляя при этом, что в сложившейся обстановке российские спонсоры зачастую относятся к разглашению информации о своей поддержке без энтузиазма.
«Сколько еще выставок не было запланировано за прошедшие полгода и сколько еще так никогда и не будет проведено из-за напряженной политической обстановки?» — задается вопросом российский художник Олег Целков, чья выставка сейчас проходит в лондонской Alon Zakaim Fine Art (17 октября — 28 ноября).
Судя по всему, еще одной жертвой станет Космический век, открытие которой было назначено на ближайший месяц в лондонском Музее науки. Ранее мы узнали о том, что выставка откладывается из-за того, что московские власти ставят новые бюрократические препятствия на пути вывоза обещанных экспонатов.
В то же время норвичский Центр визуальных искусств Сейсбери, благодаря усилиям организаторов, предоставит 13 работ Фрэнсиса Бэкона для выставки, которая должна открыться в декабре этого года в Государственном Эрмитаже. Куратор выставки Тьерри Морел поместит произведения Бэкона рядом с работами старых мастеров: Рембранта, Тициана и Веласкеса.
Повлияют ли политические неурядицы на положение дел на арт-рынке, покажет время. Пока что российские коллекционеры в июне присутствовали на Sotheby’s в Лондоне, где Herbstlandschaft (Осенний пейзаж) (1911) Василия Кандинского был продан покупателю, который вел торги по телефону, за £5,6 млн при посредничестве специалиста по русскому искусству Джо Викери. По словам экспертов, верхний сегмент рынка до сих пор не затронут.
Заметно российское присутствие и на Frieze Masters. Александр Платон из Marlborough Fine Art говорит, что выставленные на его стенде десять произведений Фрэнсиса Бэкона (в том числе Эскиз боя быков № 1, 1969) привлекли внимание многих русских коллекционеров. По его мнению, «это уже не новые — это постоянные покупатели».