Это итоговая выставка конкурса, который Центр моды и дизайна (входящий в состав Всероссийского музея декоративного искусства) проводит раз в два года. Первый состоялся в 2018-м, второй пришелся на карантинный 2020-й. Вопреки обстоятельствам, он собрал рекордные 1122 заявки из 90 городов, в шорт-лист вошло 135 работ, из которых сформировали выставку. Победителей определило международное жюри, объединившее в том числе хранителя фонда дизайна, архитектуры и цифровых технологий Музея Виктории и Альберта Кристофера Тернера, куратора и хранителя Рейксмузеума Сюзанну ван Лёвен, директора Музея дизайна Vitra Матео Криса, руководителя бюро Speech Сергея Чобана и других.
Выставка показывает, как окреп отечественный дизайн. В нашей стране практически нет промышленного дизайна, так как сама промышленность находится не в лучшем состоянии. В то же время мировой предметный дизайн дрейфует в сторону искусства — ценятся сделанные вручную, единичные или выпущенные ограниченным тиражом мебель, фарфор, стекло, осветительные приборы. На этом поле, где главное — свежая дизайнерская идея, а не количество произведенных вещей, русские мастера все более конкурентны. Мы выбрали на выставке пять оригинальных предметов.
Продукция студии Smart Balls, которая уже десять лет работает на ниве производства бескаркасной мебели. За это время их мебель приобрела если не каркас, то жесткую структуру и пластическую четкость. Ну а поп-артистской яркостью эти объекты обладали всегда. «„Три валика, сшитые вместе. Нет ничего проще!“ — скажет зритель. И мы воспримем это как похвалу, — комментируют дизайнеры. — Задача была именно такая, пифагорейская — сделать максимально простой и четкий, очищенный от всего лишнего контур сиденья, сведенный до первичных форм. Чистая идея, но на ней еще и очень удобно сидеть».
Марина Акилова — дочь художников, преподаватель, а еще активный блогер, ее работы легко найти в социальных сетях. В том числе и поэтому дизайнер стала победительницей народного голосования на сайте конкурса. На выставку отобрали самые зрелые и лаконичные ее вещи, без фольклорных излишеств. Они легко впишутся в минималистичный современный интерьер. «Глина была выкопана во псковских полях, и мне очень хотелось передать в этом проекте простую красоту древней псковской архитектуры, — поясняет художник, — всю эту настоящую русскую самобытную мощь. И при этом показать актуальность ручной керамики».
Десять лет назад дизайнер посылал свои эскизы на конкурс символа сочинской Олимпиады. Судя по всему, в родном Кирове Кирилл Кошурников будоражит ситуацию с дизайном, и его усилия хочется поддержать. Лампа Luchina, как он сам объясняет, это переосмысление древнерусских традиций на языке современного дизайна. Она стилизована под старинный крестьянский светильник — лучину, выполнена, как и ее древний прообраз, из дерева и металла, источником света в ней служат светодиоды, работающие от слаботочной сети. В деревянное основание лампы, помимо сенсорного выключателя, вмонтировано устройство для беспроводной зарядки смартфона.
Фронтмен компании Polli Products Егор Бондаренко за один год стал лауреатом двух конкурсов, в том числе «АрхиWood», который тоже награждает за предметный дизайн, правда выполненный исключительно в дереве. Что касается вдохновленного архитектурой модернизма буфета, то он полностью рукодельный: сделан из дубовых реек сечением 20х20 мм и ламелей толщиной 5 мм, состоит из более 2 тыс. деталей. Все части соединены методом «вполдерева», то есть внахлест, а всего в буфете таких соединений 10 тыс.! Автор говорит, что ценит свободу. Может, поэтому его вещи так метафорически свободны, проницаемы для воздуха и света.
Проект получил Гран-при. Керамические плафоны созданы по авторским моделям и напечатаны на 3D-принтере. Несмотря на как бы рукотворную неправильность и уникальность, они легко воспроизводимы в массовых масштабах. «Керамический плафон — новый вид продукта, — поясняют Данил Карамушкин и Анна Иванова, — симбиоз художественного замысла и технологичного воплощения. Для нас это не разовый творческий опыт. Мы готовы производить такие объекты в больших объемах, для покупателей разного достатка».
Всероссийский музей декоративного искусства
Придумано и сделано в России
До 10 февраля