18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Коллекция резной кости пополнила фонды Музеев Кремля

Выставка дара семьи Карисаловых открылась в Оружейной палате. Аналогов этой коллекции нет ни в одном другом музее

В Парадном вестибюле Оружейной палаты открылась выставка резной кости, преподнесенной Музеям Московского Кремля меценатом Михаилом Карисаловым и его семьей. В витринах представлена лишь малая часть полученного — около 20 предметов. Всего же музей получил в дар 153 экспоната (около 700 отдельных предметов, считая, например, комплекты шахматных фигур) — собрание русской резной кости, которое складывалось на протяжении более 30 лет.

Это резные иконы, ларцы, кабинетцы с зеркалами, настольные скульптурные композиции, медальоны с портретами русских монархов. Вещи выполнены в XVIII–XIX веках, в основном в Холмогорах, а также в Вятке, Тобольске, Якутске и в Санкт-Петербурге. «Моим желанием было дать этим предметам другую жизнь в стенах музея. Моя задача была просветительской и популяризаторской», — сказал Михаил Карисалов. По его словам, основательницей коллекции является его мать Ирина Ивановна Карисалова, которая начала приобретать образцы этого русского декоративно-прикладного искусства еще в советское время. Он же подхватил эстафету и продолжил пополнять и улучшать коллекцию в постсоветский период.

По словам директора Музеев Кремля Елены Гагариной, «аналогов подобной коллекции по качеству и количеству, наверное, нет ни в одном из наших музеев». Куратор выставки Евгения Захарова уточнила нашему изданию, что полученная в дар коллекция является удивительно цельной и дающей полное впечатление о жанре северной резьбы по кости XVIII–XIX веков. Собрание стало важным пополнением фондов Музеев Кремля. Хотя в музейной коллекции, разумеется, есть образцы этой техники (включая произведения, выполненные императрицами, которые были большими любительницами подобного рукоделия), планомерными закупками именно в этот раздел, с заполнением лакун, никто не занимался. Важно, как отметила в своей речи Елена Гагарина, что реставраторы Кремля имеют очень большой опыт работы со столь хрупким материалом, как кость, и поступление новых предметов в музей вдохнет в них вторую жизнь.

Михаил Карисалов рассказал нам, что в новом здании Музеев Кремля в Средних торговых рядах, открытия которого все ожидают с таким нетерпением, резной кости, вероятно, будет отведено специальное пространство. По крайней мере, об этом шла речь при передаче дара.

Собрание резной кости семьи Карисаловых в 2018 году можно было увидеть на отдельной выставке в Государственном историческом музее, ранее оно экспонировалось в Коломенском, Павловске и Царском Селе. Михаил Карисалов, попечитель многих музеев обеих столиц, два десятилетия не только показывает предметы из семейной коллекции — от русской наборной мебели XVIII века до северной резной кости и русских портретов XVIII–XIX веков, — но и разыскивает и выкупает вещи, когда-то входившие в дворцовые музейные собрания и возвращает их в государственные музеи.

Музеи Московского Кремля, Парадный вестибюль Оружейной палаты
Русская резная кость XVIII–XIX веков. Дар семьи Карисаловых
До 4 апреля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+