18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Александр Дроздов: «Важно, чтобы люди в Москве были в курсе активностей Ельцин Центра в Уральском регионе»

№88
Материал из газеты

Исполнительный директор Ельцин Центра рассказал, как и зачем будет работать филиал институции в Москве

В конце юбилейного для Бориса Ельцина (1931–2007) года в Москве откроется филиал Ельцин Центра, успешно работающего в Екатеринбурге. Его исполнительный директор Александр Дроздов рассказал о том, как приводился в порядок особняк Долгоруковых — Бобринских, переданный в распоряжение центра, и что там будет происходить.

Новость о московском филиале прозвучала неожиданно. Но работы ведь велись давно. Вы не расскажете, как проект начинался?

В 2000 году, когда, как мы помним, первый президент России Борис Николаевич Ельцин ушел в отставку, был создан фонд его имени — частный, благотворительный, некоммерческий. Он существует и поныне. Своей целью он ставил сохранение исторического наследия первого президента, и с тех пор эта цель не изменилась. Но своим домом мы обзавелись не сразу.

В 2008 году Госдума приняла 68-й федеральный закон, согласно которому все президенты РФ (а у нас их трое: Борис Ельцин, Дмитрий Медведев и Владимир Путин) получили право открывать свои центры. Согласно еще одной законодательной инициативе — поправке к 73-му федеральному закону — для этих целей правительство может выделять здания — объекты культурного наследия федерального значения. Так мы получили в долгосрочную аренду на 49 лет особняк Долгоруковых — Бобринских на Малой Никитской улице, с условием его полной реконструкции, реставрации и приспособления к современным нуждам. Дом нам передали по распоряжению правительства РФ в 2007 году, когда Ельцин Центра даже в планах не было. В течение пяти лет мы самостоятельно разрабатывали проект, вели противоаварийные работы: копали землю, меняли наружные и внутренние сети. Параллельно с проектировщиками и специалистами Мосгорнаследия работали археологи. В 2016-м под одобренный проект из федерального бюджета мы получили 1,499 млрд руб. на завершающий этап реставрации. По плану филиал Ельцин Центра в Москве откроется в конце нынешнего года.

Чем он будет отличаться от Ельцин Центра в Екатеринбурге, который работает с 2015 года?

Здание в Екатеринбурге на порядок больше — 86 тыс. кв. м, дом в Москве — всего 6 тыс. Там современная архитектура, здесь — историческое здание конца ХVIII — начала XIX века (мы не имеем права менять его планировку и должны максимально бережно восстановить интерьеры). В Екатеринбурге функционирует полноценный музей Бориса Николаевича Ельцина, а в Москве мы даже и не ставили перед собой такую задачу. Поэтому дом в Москве будет работать иначе — с акцентом на коммуникативные, интер­активные и образовательные программы.

Могли бы мы совершить воображаемый тур по московскому филиалу Ельцин Центра?

Вход в комплекс будет со стороны Малой Никитской, через восточный (правый, если смотреть на фасад) флигель, где мы развернем экспозицию, посвященную истории дома и его обитателям. Самые знаменитые владельцы усадьбы — Бобринские. Эта семья ведет историю с графа Бобринского, сына Екатерины II и Григория Орлова. В XIX веке его потомки проявили себя во многих сферах: строили фабрики, развивали банковское дело, занимались наукой. Например, граф Алексей Алексеевич Бобринский (1861–1938) был выдающимся этнографом, специалистом по Средней Азии, одним из зачинателей архивного дела в России. Мы дружны с потомками этой фамилии и надеемся с их помощью собрать и представить интересный материал.

Далее, если идти по флигелю, мы попадем в пушкинские комнаты. Интерактивная экспозиция «Пушкинский след» создается в тандеме с московским музеем поэта. Замечательный автор Сергей Разгонов (в прошлом главный редактор журнала «Памятники Отечества» и мой друг, к сожалению, ныне покойный) много писал о Москве и раскопал одну малоизвестную историю об Александре Сергеевиче. Наш великий поэт в пору сватовства к Наталье Гончаровой — и по этой причине частых визитов в Москву — останавливался у своего друга, снимавшего восточный флигель в доме Бобринских. Однажды поэт и граф Бобринский сильно повздорили из-за неуместной остроты Пушкина в адрес графини. Дело едва не завершилось дуэлью — как раз во дворе нашего дома, где тогда, как и сейчас, росли липы и клены.

А что там будет еще?

На втором этаже флигеля откроется пространство для образовательных, выставочных программ. Этот формат — просвещать через развлечение — мы с успехом опробовали в Екатеринбурге. 

Далее через галерею мы попадаем в главное здание. (Сама галерея — с большими окнами, залитая светом — наверняка будет использоваться как временный выставочный зал.) На первом этаже мы планируем экспозицию о допрезидентской работе Бориса Николаевича Ельцина в Москве, когда он возглавлял городскую партийную организацию. Представим документы, мемориальные вещи, на мониторах будет идти архивная хроника. Смысловой центр этой части дома — небольшой зал с плазменной панелью для онлайн-трансляций событий в Екатеринбурге. Очень важно, чтобы люди в Москве были в курсе наших масштабных активностей в Уральском регионе. Здесь же, на первом этаже, будут работать библиотека и книжный магазин, на минус первом — архив.

Если по парадной лестнице подняться на второй этаж, то мы попадем в самое эффектное пространство нашего комплекса — бальный зал с верхним вторым светом и хорами для оркестра.

Будете проводить балы?

Рождественские балы для детей — прекрасная традиция. Тем более что, по одной исторической версии, в этих стенах проходила свадьба Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. Но и помимо танцев этому пространству легко найти применение: оно подходит для конференций и встреч, кинопоказов, камерных концертов и небольших театральных постановок.

На этом же парадном втором этаже располагается череда гостиных с сохраненным историческим декором — их мы будем использовать для более камерных мероприятий.

Насколько близко к оригиналу вы восстановили исторические интерьеры?

Мы привели в порядок росписи плафонов на втором этаже — это несколько сотен квадратных метров живописи. Удалось сохранить родные дубовые двери, даже бронзовую фурнитуру. По историческим образцам воссозданы лепнина и паркет, мраморные полы. Не могу сказать, что интерьеры — точная реплика XIX века, но и вопиющего пластмассового новодела в доме не будет. 

В западном флигеле откроется кафе-буфет для посетителей и сотрудников.

Третий, антресольный этаж отдан различным офисным службам. 

Кроме того, на минус первом этаже, под внутренним двором, у нас есть подземная парковка. А в самом дворе летом мы планируем культурные инициативы на свежем воздухе, зимой — каток. Наша цель — сделать Ельцин Центр максимально открытым и полезным людям и городу.

Собираетесь ли вы показать в новом доме выставку «Авангард. На телеге в XXI век», которая с 18 сентября 2020-го по 17 января 2021-го работала в Ельцин Центре?

Основу этой выставки составили новые работы, обнаруженные исследователем русского авангарда Андреем Сарабьяновым в Вятском художественном музее, а также в яранском и слободском краеведческих музеях. После Екатеринбурга мы должны были показать ее в ГМИИ, но из-за коронавируса музейные планы изменились. У нас есть обязательства перед Вяткой — в ближайшее время выставка переедет туда, а потом посмотрим. Возможно, нашими партнерами в Москве станут частные музеи (Зверева или русского импрессионизма), а возможно, если к тому времени Ельцин Центр здесь будет сдан в эксплуатацию, покажем выставку у себя. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+